Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

О состоянии российского нефтесервиса

01.07.2013

О СОСТОЯНИИ РОССИЙСКОГО НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА

В последние годы российский нефтегазовый сервис претерпел значительные изменения. Большинство вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний вывели сервисные активы из своих структур. Это в значительной мере способствовало формированию обширного рынка независимых предприятий, выполняющих весь спектр работ по обслуживанию. В отрасли созданы и активно работают малые и средние сервисные компании, специализирующиеся на отдельных видах услуг, в том числе высокотехнологического характера. Значительные объемы заказов на рынке нефтесервисных услуг выполняют иностранные нефтесервисные компании, которые занимают лидирующие позиции по наиболее высокотехнологичным видам работ.

Таким образом, можно констатировать наличие на рынке нефтесервисных услуг сформировавшейся конкурентной среды, которая способствует внедрению новейшей техники и передовых технологий, переходу к развитию на инновационной основе. Вместе с этим следует признать, что немалое число российских сервисных компаний вошло в рыночные отношения при неблагоприятных условиях. Вступление России в ВТО стимулирует ввоз в страну дорогостоящего сервисного оборудования и технологий, которые остаются недоступными большинству малых и средних российских сервисных компаний.

Дорогие кредиты на финансовом рынке РФ не позволяют российским нефтесервисникам, производителям машин и оборудования для нефтесервиса в необходимом объеме реализовывать программы по замене устаревшего оборудования и модернизации. Отечественное машиностроение, ранее обеспечивавшее отрасль буровым оборудованием, не имея экономически адекватных источников финансирования, сегодня не способно сформировать мощности для полного удовлетворения потребности в замене подлежащих списанию буровых установок. Выпуск буровых установок на производственных площадях основного изготовителя, ООО «Уралмаш НГО Холдинг», в 2012 году составил около 30 единиц, что более чем в 10 раз меньше по сравнению с уровнем 1990 года, когда на «Уралмаше» было изготовлено около 350 установок и наборов бурового оборудования.

В целях удешевления работ вертикально-интегрированные нефтегазовые компании, ориентируясь исключительно на самое низкое ценовое предложение, нередко заключают договоры с подрядчиками по таким ценам, что реализация контрактов фактически приводит к разорению подрядных организаций, срыву сроков выполнения контрактов и низкому качеству работ.

Ряд зарубежных компаний, особенно китайских, пользуется безусловной финансовой и прочей поддержкой своих государств для успешного продвижения сервисных услуг и оборудования на российском рынке. Российские нефтесервисные компании после вступления страны в ВТО какой-либо поддержки со стороны государства не получили.

Выделение сервисных структур из вертикально-интегрированных компаний создало на рынке ситуацию, когда некоторое количество заказчиков экономически абсолютно доминирует на рынке, принуждая подрядчиков нести значительные финансовые и материальные издержки. Частое требование к подрядчикам — требование отсрочки платежа за уже поставленную продукцию на срок до 90 (!) дней. Такое требование ставит подрядчиков перед необходимостью привлекать внешнее дорогостоящее финансирование или истощать собственные оборотные средства. В итоге это приводит к удорожанию российской продукции, снижению ее конкурентоспособности и ухудшению общего финансового положения предприятий-поставщиков.

Следствием этого стало сокращение доли российского участия в национальном нефтесервисном рынке, объемы которого составляют более 25 млрд долларов, снижение количества заказов на продукцию отечественного машиностроения для нефтесервиса, ликвидация значительного количества высококвалифицированных рабочих мест.
Дополнительно усложняет работу поставщиков на российском рынке его фактическая информационная закрытость. Нет регулярных данных о парках основного технологического оборудования, его состоянии и степени использования. Нет сведений об объеме и структуре зарубежных поставок нефтесервисного оборудования, о перспективах отрасли, динамике ее основных показателей, объемах сервисных работ в среднесрочной перспективе.

Минпромторг России расформировал отдел нефтегазового машиностроения и практически самоустранился от координации данной сферы, предпочитая проявлять активность там (в станкостроении, например), где выделяются бюджетные ресурсы.

Участники совещания считают, что для кардинального улучшения положения в российском нефтегазовом сервисе необходимо принять ряд мер, в том числе:
— Минэнерго России сформировать систему координации деятельности нефтесервисных компаний и поставщиков нефтегазового оборудования.
— Создать открытую базу данных с подробной и обновляемой информацией о нефтесервисных компаниях.
—Установить специальную, сниженную до 5 % годовых процентную ставку по кредитам, направляемым на техническое перевооружение нефтесервисных компаний.
— ФАС России обеспечить исключение из тендерных условий и договоров на поставку продукции требований со стороны заказчика об отсрочке платежей за поставленную продукцию или выполненные услуги на срок более 30 дней.
— ФАС России принять предупредительные меры по недопущению требований заказчика о снижении договорной цены в процессе исполнения договора, если таковое снижение не обусловлено изменением других существенных условий договоров.
— Внести изменения в действующий Федеральный закон о госзакупках с целью смещения приоритетов в сторону долгосрочных, 3–5-летних договоров, создания и развития конкурентной среды поставщиков одного и того же вида услуг или товаров, если таковые потребляются на регулярной основе, создания преференций для малых сервисных компаний производственного и инновационного профиля.
— ФТС России обеспечить публикацию информации о ввозе в страну техники для нефтегазового комплекса.
— Ростехнадзору провести инвентаризацию основного технологического оборудования, используемого в нефтегазовой отрасли на опасных производственных объектах. Полученные данные опубликовать.
— Ростехнадзору подготовить информацию о возрастной структуре парков буровых установок и установок, отработавших установленный срок.
— Минпромторгу России разработать и внести на утверждение Правительству РФ программу утилизации на льготных условиях нефтегазового оборудования со сроком эксплуатации 20 лет и выше.
— Минэнерго России обеспечить подготовку и публикацию раз в полгода прогнозных оценок развития нефтегазового комплекса на предстоящие три года.

Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353