Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Анатолий Горелов о проблемах производителей нефтегазовой арматуры

04.05.2011

На вопросы корреспондента Prom-oil отвечает главный редактор межотраслевого журнала «Арматуростроение» Анатолий Горелов.

Анатолий Юрьевич, как Вы считаете, Алексинский завод современен и отвечает мировым стандартам?

А что такое «мировые стандарты»? Российские заводы сегодня не смогут по ним работать. В мире все производство устроено иначе. Там другие традиции, другая психология. Арматурные заводы там – компактные, с развитой кооперацией, на рынке высокий уровень взаимного доверия и отлаженные кооперативные связи. В России же выделение на аутсорсинг, например, литейного цеха может обернуться против завода. У нас нет хороших поставщиков и отлаженной системы кооперации. И крупные заводы вынуждены существовать в «утяжеленной» форме.

Далее – сбыт. Нашим крупным заказчикам арматура порой нужна «вчера». Попробуйте подвигнуть западный завод на такие условия! Если у него срок изготовления полгода – то это полгода и не неделей меньше! А наш завод может поднапрячься и выполнить заказ в ускоренном темпе. Это – конкурентный фактор, который не хочется терять. А если бы завод был повязан кооперативными связями, ему пришлось бы «продавливать» всю цепочку подрядчиков, что, мягко говоря, затруднительно, да и попросту противоречит принципам цивилизованной кооперации, где не принято «давить», а принято исполнять обязательства точно и в срок. У нас на рынке таких привычек пока не выработалось. Поэтому крупное производство у нас устроено принципиально иначе. И сегодня нет возможности это изменить.

В результате система управления на крупных российских заводах, конечно же, сложнее, она более многоуровневая. Естественно, это снижает ее эффективность и управляемость, повышает издержки, замедляет реакцию на движения рынка. Хотя если говорить о качестве, понимая его как соответствие требованиям заказчика, оно нынче у всех одинаковое, ведь всюду уже современное оборудование, вся продукция проходит контроль.

А вообще, о качестве, не уточняя, что вкладывается в это понятие, надо прекращать судачить! Не в нем проблема! Вот мы говорим: «Ах, немецкое качество!» Но там порой только лейбл немецкий. А все производство, прежде всего литейка, в Индии или Китае. В Германии многие заводы – это только сборка плюс «мягкий» продукт.

А у российских заводов есть тенденция к выводу производства в другие страны?

Попытки есть. Но опять же, культура кооперации…

Давайте так. Разделим, очень условно, заводы на две группы. Первая – старые советские заводы, такие как Пенза, «ИКАР», Алексинский завод. У них есть производственные площадки с полным циклом, широкая линейка продукции, многие позиции которой уникальны.

Вторая – новые заводы, такие как «Курганспецарматура». Они с самого начала выстраивают бизнес так, как им представляется выгоднее, и многое получается у них на кооперации (хотя все равно объем кооперации меньше, чем в Европе). В частности, литье большинство «новых» компаний покупает. В том числе, наверное, и за рубежом. Или взять компанию АДЛ, которая начинала как торговая, но затем сама занялась сборкой продукции, которой торгует. Такие сборочные производства, конечно же, строятся на корпоративных связях. А на старых заводах нет такой потребности.

Вообще, главное отличие Европы от России в том, что там постиндустриальное общество, где большую часть стоимости составляет так называемый «мягкий» продукт: сервис, инжиниринг, бренд. А мы пока торгуем «голым железом», сервис не развит, дилерских сетей у заводов нет, маркетинг так себе. На этом этапе развития и с учетом нашей специфики какой смысл выносить куда-то производство?

К какой группе Вы причисляете завод «Корвет»?

Завод «старый», но я не очень хорошо его знаю, он ведь делает фонтанную арматуру, а это немного другой сегмент. Знаю, что им повезло с директором. Он с самого начала пошел более цивилизованным путем. Ведь в российском арматуростроении передел собственности в основном произошел в начале 2000-х годов – тогда и началось движение в цивилизованном направлении. А до этого предприятия работали по-советски. И вот тогда еще можно было говорить о «плохом качестве». Ибо на том оборудовании, которое стояло на заводах в 90-х, невозможно было сделать качественную арматуру. Но сейчас-то ситуация иная! Только обрабатывающих центров «Тревизан» в России уже штук сорок действует, а еще «Окума», «Гильдемейстер» – новейшее оборудование у всех! Технологически мы сейчас легко можем обеспечить требуемый уровень качества.

Насколько западные заводы составляют конкуренцию российским?

Западные заводы занимают порядка 50% рынка арматуры. Но я бы не сказал, что все это за счет российских заводов. Наши заводы, насколько я знаю, особых проблем со сбытом не испытывают. Тот же Алексин мог бы сделать шиберные задвижки для Транснефти взамен венгерских, которые оказались бракованными, но у него же мощностей на все не хватит. И у других наших заводов загружены мощности, при этом они достаточно прочно занимают свои сегменты.

Другое дело – новые сегменты. Здесь, на мой взгляд, нам не хватает гибкости, поворотливости, бренда, развитого инжиниринга. Тут-то и сказывается «утяжеленность»! Данных за 2010 год я пока не знаю, но в докризисный период было заметно: рынок растет настолько быстро, что российские заводы не успевают за ростом, и западные компании с агрессивным маркетингом шустренько занимают образующиеся ниши. Главная опасность здесь исходит от появления на территории России их собственных сборочных производств, что может резко снизить цены на арматуру под импортными брендами. А пока она завозится из Европы «целиком», она все же в другом ценовом диапазоне, нежели наша продукция.

Вы не упомянули о китайских заводах.

Да, китайцы научились делать качественную арматуру. Но на самые «жирные» рынки их пока не пускают. Они царствуют, где попроще: в сантехнической арматуре, в некоторых сегментах общепрома. Китайский стиль маркетинга – несколько кустарный, но совершенно оголтелый – там работает на «ура». А в сложных сегментах, где требуется спецарматура – энергетика, нефтегазовая отрасль, нужен иной подход (там важна, допустим, релевантность). Китайцы, наверное, и его освоят со временем. Но пока на этих сегментах их почти нет.

Источник: Технический каталог «Нефтегазовая арматура»

Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353