Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Начался сбор подписей за принятие закона об управлении качеством

31.05.2013

Комитет по энергетике Государственной Думы ФС России, Редакция газеты "Промышленные ведомости" и ряд других организаций (указаны ниже) проводят сбор подписей под обращением о принятии закона «Об управлении качеством товарной продукции и технических сооружений и обращении с ними на всех этапах жизненного цикла».

ОБРАЩЕНИЕ

Цели закона:
совершенствование государственных мер по защите потребителей от некачественных, в том числе потенциально опасных физических объектов - товарной продукции и технических сооружений и по обращению с этими объектами на всех этапах их жизненного цикла, а также по повышению конкурентоспособности отечественной продукции.

Нормативно-технические документы по виду регламентируемых ими требований делятся на две различные группы:

- технические стандарты, предназначенные для регулирования качества различных видов товарной продукции и технических сооружений путем нормирования их свойств и характеристик;

- технические правила, регулирующие на всех этапах жизненного цикла безопасное использование товарной продукции и технических сооружений, потенциально опасных для человека и окружающей среды.

С принятием в 2002 г. Федерального Закона «О техническом регулировании» государственные стандарты заменили на технические регламенты, изменив при этом их традиционное назначение. Вместе с тем, в ФЗ был допущен ряд принципиальных ошибок, которые не позволяют разработать требуемые этим законом нормативно-технические документы, и одновременно нарушается ряд конституционных положений.

Главная ошибка – в технических регламентах попытались объединить два различных вида нормативно-технического регулирования: нормирование качества продукции и сооружений, и регламентирование правил их безопасного использования на всех этапах жизненного цикла. При этом согласно ФЗ технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования к характеристикам продукции, обеспечивающие, с учетом степени риска причинения вреда, только ее безопасность для человека и окружающей среды. Данные требования в одних случаях оказываются явно недостаточными, а в других – абсурдными.

В итоге, за девять лет удалось разработать и принять всего около двух десятков технических регламентов, причем большая часть из них не используется. Аналогичная ситуация сложилась и с принятием единых технических регламентов Таможенного союза. Поэтому после вступления России в ВТО рынок страны оказался не защищенным от некачественных и опасных видов продукции, что угрожает безопасности граждан и интересам государства.

Учитывая существенные различия между правовым регулированием качества продукции и сооружений и правовым регулированием их безопасного использования на всех этапах жизненного цикла, необходимо законодательно разделить эти сегменты права, регламентировав соответствующие цели, принципы и критерии выбора предметов регулирования.

Так как стандартизация и сертификация являются основополагающими процедурами в процессе управления качеством, они должны регламентироваться единым законом - «Об управлении качеством продукции и технических сооружений и об обращении с ними на всех этапах жизненного цикла». При этом закон «О техническом регулировании» нужно будет отменить, как не пригодный для целей нормативно-технического регулирования.

В новом законе необходимо регламентировать обязательность государственных технических стандартов, основанных на международной системе стандартизации ИСО, нормирующих свойства и характеристики потенциально опасных физических объектов – товарной продукции и сооружений, которые обеспечивают их требуемое качество, что позволит защитить внутренний рынок от опасной и некачественной продукции.

Государственные технические правила должны будут регламентировать поведение и взаимодействие субъектов экономических (хозяйственных) отношений при проектировании, изготовлении, использовании, реализации, ремонтах и продлении ресурса, хранении, консервации и утилизации потенциально опасных физических объектов - продукции и сооружений, а также правила их взаимодействия с объектами.

В новом законе должны быть также изложены принципы разработки технических стандартов и правил, и критерии их применения. Эти же принципы должны быть предложены в качестве основы для разработки соответствующих нормативно-технических документов Таможенного союза. Принципы нового закона подробно изложены в ПРИЛОЖЕНИИ.

 

Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353