Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Интервью первого вице-президента ОАО «Глобалстрой-Инжиниринг» Владимира Лагутина

25.04.2011

На вопросы корреспондента Prom-oil отвечает первый вице-президент ОАО «Глобалстрой-Инжиниринг» Владимир Лагутин.

Владимир Александрович, расскажите об истории создания компании ОАО «Глобалстрой-Инжиниринг». Как и когда она создавалась? Какие производственно-экономические показатели за истекший год? Как вы выходили из кризиса?

ОАО «Глобалстрой-Инжиниринг» (сокращенное название – ОАО «ГСИ». – Прим. ред.) создано более 15 лет назад и является одной из крупнейших в России компаний, специализирующейся в сооружении «под ключ» крупных объектов нефтегазовой отрасли, магистральных трубопроводов, автодорог, объектов промышленной и гражданской инфраструктуры. Основные услуги – подрядные работы, торговая деятельность, сопутствующие услуги.

Динамичность, с которой ОАО «ГСИ» участвует в новых проектах, позволяет компании расширять географию своей деятельности от Крайнего Севера и юга на запад и Дальний Восток России. Строительные объекты ОАО «ГСИ» расположены на площадках Западной Сибири (Лангепас, Когалым, Урай, Ханты-Мансийск, Покачи, Салехард, Находка и др.), севере Европейской части России (Ухта, Усинск, Варандей, Архангельск, Мурманск и др.), западной (Высоцк), восточной (о. Сахалин, Средней (Нижний Новгород, Волгоград, Астрахань) и южной части России (Новороссийск и Ставрополь).

К числу наиболее масштабных проектов, реализованных компанией за последние годы, относятся:

 - строительство нефтепроводной системы «КТК – нефтепровод «Тенгиз – Новороссийск» и морского терминала КТК;

 - строительство газопровода «Ямал – Европа», «СРТО – Торжок» и «Починки – Изобильное»; газификация Орловской и Калужской областей;

 - обустройство Южно-Шапкинского нефтегазоконденсатного месторождения;

 - строительство объектов первой, второй и третьей очереди распределительно-перевалочного комплекса для нефти и нефтепродуктов РПК НП «ЛУКОЙЛ-II» в Высоцке Ленинградской области общей мощностью 11 млн тонн в год;

 - строительство и реконструкция установок комплексов гидрокрекинга с производством водорода и производства серы мощностью 3,5 млн тонн в год по сырью на нефтеперерабатывающем заводе «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» (г. Пермь);

 - строительство комплекса глубокой переработки нефти, каталитического реформинга ЛФ-35/21-1000 и установки первичной переработки нефти на ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез в г. Кстово;

 - управление проектом и строительство комплекса производства полипропилена мощностью 120 тыс. тонн в год в г. Буденновске Ставропольского края;

 - строительство нефтепровода на опорах «ЦПС Южное Хыльчую – БРП Варандей» протяженностью 162 км диаметром 530 мм;

 - модернизация и капитальное строительство на Ухтинском, Пермском, Волгоградском и Нижегородском НПЗ, нефтехимического комплекса АД «ЛУКОЙЛ-Нефтехим Бургас» (Болгария) и Одесского НПЗ ОАО «ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ»;

 - строительство Варандейского нефтяного отгрузочного терминала (морской подводный нефтепровод, стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал, береговой резервуарный парк V = 200 000 м³) мощностью 8,2 млн тонн в год;

 - управление Проектом обустройства месторождения «Южное Хыльчую» и строительство ЦПС мощностью 8,2 млн тонн в год по нефти.

ОАО «ГСИ» – активный участник Сахалинских проектов, реализуемых в соответствии с «Соглашением о разделе продукции» (СРП). Это, в первую очередь, масштабные проекты Сахалин-1 и Сахалин-2, операторами которых соответственно являются «Эксон Нефтегаз Лимитед» и «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании».

Помимо работ непосредственно на объектах нефтедобычи, нефтегазопереработки и транспортировки компания уделяет особое внимание развитию и строительству объектов гражданского, социально-культурного назначения и созданию сопутствующей инфраструктуры (системы энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализации и автодороги):

 - реконструкция ВПП аэропорта в г. Ханты-Мансийск, Тюмень, Сургут, Ноябрьск, Омск, Когалым и Нефтеюганск;

 - строительство и реконструкция автодорог федерального значения «Урал М5», «Москва – Рига», «Москва – Воронеж», участок транспортного обхода города Санкт-Петербурга;

 - строительство зданий, сооружений Тульского музея оружия;

 - строительство фабрик по производству продукции личной гигиены и картонной тары для ООО «Эс Си Эй Хайджин Продактс Раша» в городах Советск и Венев Тульской области;

 - жилищный комплекс в г. Ханты-Мансийск;

 - поликлиника в г. Урай;

 - Дворец спорта в г. Когалым.

Накопленный профессиональный потенциал позволяет на вновь строящихся объектах проводить все виды работ – от проектирования до сдачи объектов «под ключ», а также осуществлять реконструкцию, плановый и капитальный ремонт завершенных и действующих объектов, пусконаладочные работы, включая испытания под давлением и их сервисное обслуживание.

Организационная структура включает более сорока дочерних и аффилированных предприятий с долевым участием. Наиболее крупные из них – проектные институты: ОАО «Гипрокаучук» (Москва), ООО «Старстрой-Инжиниринг»; строительные, монтажные и специализированные компании: ООО «ГСИ Волгоградская фирма «Нефтезаводмонтаж» (Волгоград), ООО «ГСИ Север-Нефтегазстрой» (ХМАО), ОАО «Востокнефтепроводстрой» (Уфа), ОАО «Волгонефтехиммонтаж» (Нижний Новгород), ООО «ГСИ Юг-Строй» (Волгоград), ООО «ГСИ Строитель» (Тула), ОАО «Сургутнефтехиммонтаж» (Сургут) и др.

Как известно, ключевыми потребителями услуг вашей компании являются компании нефтегазохимического комплекса. Не могли бы Вы уточнить долю в вашем портфеле заказов в разрезе конкретных отраслей: нефтянка, газовый бизнес, нефтепереработка, нефтехимия и пр.?

Распределение объемов работ по основным видам деятельности выглядит следующим образом:

 - обустройство месторождений – 42%;

 - объекты нефтехимии и нефтепереработки – 35%;

 - объекты гражданского строительства и прочие – 14%;

 - объекты трубопроводного транспорта – 9%.

Как Вы охарактеризуете рыночную ситуацию на вашем рынке услуг? Высока ли конкуренция в вашем сегменте рынка? Кого Вы считаете своими реальными конкурентами: «Стройтрансгаз», «Стройгазмонтаж» или какие-то другие компании?

В настоящее время на российском рынке, кроме компаний «Стройтрансгаз», «Стройгазмонтаж», «Стройгазконсалтинг», активно работают крупные иностранные компании, в том числе: Flour Daniel, Technip, Technimont, Aker Solutions, Saipem, Petrofac, SNS-Lavalin, а также ряд других компаний.

Конкуренция на рынке нефтегазового строительства высокая.

Расскажите о людях, которые работают в вашей компании. Кто они? Средний возраст, образование? Где вы вообще подбираете персонал? Какой средний уровень заработной платы? Есть ли текучка?

В Группе компаний ОАО «ГСИ» работает 22,4 тыс. человек, в том числе 5,0 тыс. руководителей и специалистов и 17,4 тыс. рабочих. Средний возраст руководителей и ИТР составляет 40 лет, рабочих – 38 лет.

В основном это высококвалифицированные работники, имеющие профильное профессиональное образование и большой опыт работы в сфере нефтегазового строительства. Из общего количества производственного инженерно-технического персонала 82% работников имеют высшее или среднее профессиональное профильное строительное образование, 72% рабочих получили строительные специальности в профессиональных образовательных учреждениях. Ежегодно повышают свою квалификацию свыше 1,5 тыс. руководителей и специалистов и 4,2 тыс. рабочих, на эти цели предприятия расходуют более 21 млн рублей.

В 2010 году за многолетний труд и заслуги в области строительства 172 работника предприятий Группы ОАО «ГСИ» награждены ведомственными наградами – знаком «Почетный строитель России» и Почетной грамотой Министерства регионального развития Российской Федерации.

Повышенные корпоративные требования предъявляются к подбору, формированию кадрового резерва и профессиональной подготовке руководителей высшего звена управления (генеральный директор, заместители генерального директора, главный инженер, главный бухгалтер, директора представительств и филиалов). Обязательными требованиями для руководителей являются высшее профильное образование и большой опыт руководящей работы в строительстве. Подбор кандидатов на высшие руководящие должности дочерних предприятий проводится на конкурсной основе. При назначении на высшую руководящую должность, в установленном процедурой интегрированной системы менеджмента  порядке проводится оценка профессиональных компетенций в соответствии с утвержденными критериями оценки результатов работы руководителей. Преимущество отдается кандидатам из корпоративного кадрового резерва ОАО «ГСИ».

Среднемесячная зарплата производственного инженерно-технического персонала и рабочих соответствует отраслевым показателям.

Комплектование кадрами мы осуществляем через городские центры занятости, кадровые агентства, интернет-ресурсы, объявления в газетах, на местных телеканалах и через рекомендации работников наших предприятий.

Большое внимание на предприятиях ОАО «ГСИ» уделяется комплектованию молодыми специалистами и рабочими. Всего на предприятиях работают 4,6 тыс. молодых работников в возрасте до 30 лет, или 21% от общей численности работников. В 2010 году организации приняли 1,8 тыс. молодых специалистов и рабочих, имеющих профильное профессиональное образование. Наши предприятия сотрудничают на договорной основе с 15 вузами и колледжами по подготовке инженерно-технических работников и специалистов и с 20 профессиональными техническими училищами и лицеями по подготовке рабочих.

Мы приглашаем к сотрудничеству как опытных квалифицированных специалистов, так и молодых работников для реализации новых проектов в составе имеющихся профессионалов компании.

Что можете сказать о технологиях строительства, которые вы используете? Применяете ли какие-либо уникальные техники и технологии, которые в других компаниях не используются, но являются достаточно эффективными? Насколько востребованы последние научные и технические достижения в вашем сегменте рынка?

При реализации проектов ОАО «ГСИ» применяются только технологии, хорошо зарекомендовавшие себя как в российском, так и в зарубежном строительстве. Совместная работа ОАО «ГСИ» по многим проектам в содружестве с иностранными компаниями дает отличный результат – ведь всегда есть чему поучиться друг у друга, перенять что-то полезное.

Заказчики постоянно ужесточают свои требования к строительству. В приоритете высокие требования экологичности, безопасности и энергоэффективности строительства. Соответствовать указанным требованиям позволяют освоенные нами ведущие технологии строительства, используемые сегодня на современном мировом строительном рынке.

Да, применяются. Скажу больше – есть даже уникальные в своем роде технологии, потому как одинаковых объектов в нашей сфере строительства не бывает, мы не используем типовые решения. Только индивидуальный подход к возведению каждого объекта. А если учесть, что объекты, по которым ведет работу компания, располагаются в совершенно разных точках земного шара, разных климатических поясах – то наш выбор в пользу индивидуализации каждого проекта вполне оправдан. Также хочу добавить, что, следуя программе технического переоснащения для предприятий Группы ОАО «ГСИ», только в предыдущем году было согласовано приобретения новой техники и оборудования на сумму около полумиллиарда рублей.

Современные научные и технические достижения, конечно, востребованы и по достоинству оценены заказчиками ОАО «ГСИ». Мы признаем, что быстрый ритм современной жизни вынуждает нас «держать руку на пульсе» инноваций в строительстве, проводить много времени в поиске подходящего решения, отвечающего динамично растущим требованиям наших заказчиков. А все то, что предлагают современные технологии позволяет нам реализовывать поставленные цели в соответствии с девизом нашей организации – в срок, с высоким качеством и в рамках бюджета. И это по достоинству оценено потребителем.

В целях повышения экономической эффективности строительного производства, реализации строительных проектов, качества строительства и продукции предприятий Группы ОАО «ГСИ» учрежден и успешно функционирует Научно-технический совет общества, целью которого является применение единой, научно-обоснованной политики предприятий Группы ОАО «ГСИ» в части применения инновационных технологий и передового опыта в области строительства, строительных материалов, изделий и оборудования, а также бизнес-процессов и систем управления.

Что Вы можете сказать о внешнем нормативном поле, с которым сталкивается любая строительная компания? Требуется ли, на Ваш взгляд, модернизировать наше законодательство, регулирующее строительную отрасль? Насколько оправдала себя система саморегулирования (СРО)?

Сегодня строительное сообщество понимает, что возникла острая необходимость в корректировке СНиПов и ГОСТов в соответствии с нынешними реалиями или замене их национальными стандартами, обязательными к применению. Сейчас такая работа ведется Минрегионом РФ в тесной связке с национальными объединениями саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, проектирования и строительства. Будем ждать результатов этой работы.

Безусловно, законодательство требуется модернизировать. Но делать это нужно с особой осторожностью, чтобы избежать создания дополнительных административных барьеров на пути плодотворной работы строительных компаний.

Однозначно сказать, оправдала или нет себя система саморегулирования, трудно. На всем протяжении непродолжительного времени существования этой системы постоянно происходили изменения в документах, регулирующих эту сферу. Вносились изменения в Градостроительный кодекс РФ, выпускались Постановления Правительства РФ, различные приказы Минрегиона РФ и Ростехнадзора. Чтобы соответствовать этим изменениям, компаниям, состоящим в саморегулируемых организациях, приходилось неоднократно проводить замену свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. А если компания занимается не только строительством, но и проектированием – тогда требовалась замена уже нескольких свидетельств о допуске. Кроме этого, возникло очень большое количество недобросовестных саморегулируемых организаций, выдающих свидетельства о допуске направо и налево, преследуя только свои меркантильные интересы и не обращая внимания на то, соответствует ли компания, которой выдаются свидетельства о допуске, всем необходимым требованиям или нет. Ведь боятся этим саморегулируемым организациям нечего, так как рычаги воздействия на них в данный момент практически отсутствуют. Поэтому к выполнению работ на наших проектах привлекаем только проверенных партнеров, как правило, имеющих свидетельство о допуске профильной СРО НП «Нефтегазстрой».

Для того чтобы в полной мере ощутить плюсы от введения системы саморегулирования в РФ, необходимо еще некоторое время. И самое главное – каждый должен занять активную позицию в борьбе с недобросовестными СРО, которые в значительной степени нивелируют положительные моменты перехода от лицензирования к саморегулированию в строительном комплексе.

Как Вы можете оценить качество проектирования в нашей стране? Как Вам кажется, насколько эффективно проектирование? Какие проектные организации Вы бы выделили, а какие причислили бы ко «второй лиге»? Насколько вероятно активное появление на нефтегазовом рынке западных проектных организаций?

Низкое. Но это беда не только проектировщиков. Для качественного выполнения проектов необходимы четко сформулированные требования заказчика, техническая информация о материалах, оборудовании, опыт проектирования. Зачастую заказчик меняет исходные данные в разгар проектирования, не соглашаясь при этом на компенсацию корректирующих работ. Информацию об оборудовании изготовители готовы представить только после заключения договоров на поставку. И самое главное, в отсутствии стабильной загрузки проектировщики вынуждены браться за проектирование любых, в том числе и непрофильных объектов. Не изучив нормы – нет времени, не имея информации о специфическом оборудовании – не наработаны контакты, выпускают проекты, которые, в лучшем случае, несколько раз проходят экспертизу, а в худшем – если экспертиза не требуется, по ним строят объекты, дорогие и небезопасные.

Сегодня в проектировании еще ощущается разрыв поколений, который произошел в девяностые годы прошлого века. Тогда молодые перспективные работники из-за низкой зарплаты уходили из проектных организаций, не успев перенять опыт старшего поколения и не передав свой молодежи.

Определенно, строить без проекта невозможно, строить по плохому проекту – дорого и долго. Требуется время на согласования изменений и средства для переделки работ.

Мне бы не хотелось делить проектные организации на передовых и аутсайдеров. Каждая занимает свою нишу и создает конкурентные условия, выгодные для заказчиков. Но я считаю, что хороший, качественный проект может разработать только специализированная проектная организация, направляющая усилия на привлечение, обучение и удержание молодых специалистов, на техническое развитие процесса проектирования.

Работа в чужой стране связана, кроме всего прочего, с преодолением языкового барьера и изучением требований нормативных и законодательных документов. Это требует больших затрат и времени. Поэтому западные проектные организации вряд ли будут работать на российском рынке. С другой стороны, западные проектные организации не существуют сами по себе. Они, как правило, входят в состав инжиниринговых фирм, тесно связанных с разработчиками технологий и производителями оборудования. А эти инжиниринговые фирмы, имея технологию, проект и оборудование, приходят на российский рынок и нанимают российские проектные организации для привязки объекта к месту. Поскольку это происходит все чаще, нам нужно изучать и применять на внутренних проектах опыт западных фирм.

Как Вы видите развитие вашей компании на долгосрочную перспективу: будут ли слияния и поглощения? Собираетесь ли вы выходить на международные рынки? Будете ли проводить IPO?

ОАО «ГСИ» – это, прежде всего, профильный строительный холдинг, состоящий из дочерних обществ – предприятий, осуществляющих большой спектр услуг в нефтегазовом строительстве. За последние 2-3 года именно структура дочерних обществ претерпела изменения. Здесь происходили основные слияния, поглощения и реорганизации. В результате мы имеем сформировавшуюся прозрачную вертикально интегрированную строительную группу компаний, полностью контролируемую ОАО «ГСИ».

В планах общества завершить консолидацию и реорганизацию внутри холдинга, а внешние слияния или поглощения в настоящее время, в том числе и с целью выхода на международные рынки, не рассматриваются. ОАО «ГСИ» уже осуществляет свою деятельность в Болгарии, Украине, Казахстане, до недавнего времени и в Узбекистане. Необходимо отметить, что это – вновь создаваемые предприятия на территории иностранных государств, а не приобретение уже действующих структур.

Что касается IPO, то компания фактически с 2008 года готова к выходу на публичные российские и зарубежные рынки капитала, и этот вопрос находится в компетенции акционеров компании.

И в завершение хотелось бы узнать у Вас о взаимоотношениях вашей компании с компанией «ЛУКойл». Какие контакты сейчас? Являетесь ли крупнейшим подрядчиком «ЛУКойла» по строительным работам?

С переходом к тендерному распределению объемов работ в ОАО НК «ЛУКойл» отношения между нашими компаниями претерпели ряд изменений, однако мы до сих пор остаемся крупнейшим ее подрядчиком. Стоит отметить, что в 2010 году объем подрядных работ, приходящихся на «ЛУКойл», составил 64%, тогда как планируемый объем работ, приходящихся на данную компанию в 2011 году, ожидается на уровне 52%. Кроме того, ОАО «ГСИ» принимает активное участие и в проектах других заказчиков: «Газпром», Total, «РусВинил», «Сургутнефтегаз», «Роснефть» и др.

Источник: Технический каталог «Нефтегазовая арматура»

Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353