Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Недропользователи Казахстана вынуждены создавать департаменты по расширению национальной продукции

21.02.2013

Креймер не дал ТШО почивать на лаврах

Автор: Серик БАЙДАУЛЕТОВ
 
20.02.2013
 
На форуме нефтегазовых компаний «Нефтегаз: казахстанское содержание-2013» представитель отечественного производителя нефтегазового оборудования - генеральный директор ТОО «КSP Steel» Эдуард Креймер – красочно и в подробностях рассказал, какие высокие отношения связывают его компанию с «Тенгизшевройлом». Факты в его изложении шли вразрез с укоренившимся в обществе мнением о том, что нефтяники отказываются покупать отечественное оборудование и товары из-за низкого качества.

Однако присутствовавший на конференции ответственный секретарь министерства нефти и газа Канатабек Сафинов в разговоре с журналистами наотрез отказался вдаваться в «нюансы», озвученные Креймером, а один из представителей «виновников» скандального торжества — заместитель гендиректора ТШО Ануарбек Джакиев не без пафоса заявил журналистам, что столь представительный форум — не место для сведения личных счетов.

Транспарентность и еще раз транспарентность

Такая реакция ответственных представителей государства и нефтяных компаний на критику по конкретным случаям была тем более удивительна, что с самого начала они пытались убедить участников — в Казахстане делается все возможное и невозможное для увеличения казахстанского содержания в нефтяных проектах.

- Как вы знаете, повышение местного содержания и диверсификация казахстанской экономики — это особые задачи, которые стоят на контроле у главы государства, огромную роль отводится в этом недропользователям нефтегазового сектора, — сразу заявил уже в начале своего выступления на конференции Канатабек Сафинов. — Мы уже добились многих успехов в этом направлении, но есть еще ряд сложных вопросов...

В списке озвученных ответсеком проблем были транспарентность закупщиков («до сих пор существуют случаи, когда отечественные предприятия не могут попасть на конкурсы, их необоснованно отклоняют от участия в них») и проблема качества выполнения заказов отечественными предприятиями. Недропользователям же досталось за неисполнение контрактных обязательств в части казсодержания.

- Местное содержание товаров по итогам 2012 года составило 12,2% и достигло 48 миллиардов тенге, в то же время доля закупок казахстанских работ составило 49% или в денежном выражении 549,5 миллиардов тенге. Эти цифры говорят о том, что мы хоть и не достигли предела, но испытываем определенный дефицит предложения по местному содержанию, особенно в части товаров, — констатировал Сафинов.

За наилучшие показатели по местному содержанию в закупках он отметил такие компании, как Кумколь Транссервис и КазПетрол групп, но тут же добавил дегтя в ложку меда: «Если смотреть на номенклатуру закупленных товаров, к сожалению, нужно признать, что все это закупки некапиталоемкой продукции — трубы, арматура, задвижки, железобетонные изделия».

Что касается компаний, доля которых в закупках местного содержания составляет всего 5%, то таких аутсайдеров ответсек назвал 19. «С этими компаниями мы будем очень плотно работать в министерстве, будем выстраивать отношения», — подчеркнул Сафинов.

Кстати, с 2010 года у министерства нефти и газа появился законодательно освященный кнут — право по наложению штрафных санкций в случае неисполнения контрактных обязательств по местному содержанию.

- По итогам 2011 года мы начислили за неисполнение таких обязательств 180 миллионов тенге, по итогам 2012 года — 350 миллионов тенге, — заявил ответсекретарь.

Выяснилось также, что наши недропользователи зачастую сказав «А», не спешат сказать и «Б» — по словам представителя МНГ, правительство провело переговоры с нефтегазовыми компаниями, попросив их «помочь довести производителей до международного уровня», однако «эта совместная работа не всегда четко идет».

- NCOС не приобретают продукцию у Усть-Каменогорского арматурного завода, хотя проспонсировали их сертификацию по стандартам, — пожаловался Сафинов. — «КазМунайГаз» обещал размещать заказы на несколько сотен миллионов тенге в «Казнефтегазмаш», а разместил всего на 17 миллионов. Крупнейшие заводы, обладающие всевозможными международными сертификатами, жалуются, что годами не могут получить заказ от локомотивов нефтегазовой индустрии.

Напоследок отвесек МНГ не преминул ущипнуть отечественных производителей за качество продукции.

- Есть у недропользователей справедливое нарекание в адрес производителей в части неразветвленной логистики, несвоевременных поставок товара, низкого качества продукции. И здесь мы должны предпринять все усилия для того, чтобы мы могли бы быть конкурентными с зарубежными товаропроизводителями.

А кто же нас курирует?!

Представители казахстанских производителей оптимизма, в отличие от чиновников, испытывать не хотели и упорно сводили все к конкретике.

- Иногда бывают определенные тендера, где компании выигрывают, а потом передают на субподряд нашим участникам, мы выходим на различные уровни с жалобами и просьбами проверить законность таких тендеров, — заявил председатель союза сервисных компаний Казахстана Алмас Кудайберген. - Государством принимаются различные программы, но мы видим, что пока казахстанское содержание не так значительно, как нам хотелось бы.

Гава ассоциации пожаловался МНГ и МИНТ, что в структуре недропользователей хоть и созданы специальные департаменты по казсодержанию, но «не во всех компаниях такие департаменты имеют достаточные полномочия и часто становятся статистами просто». «Мы предлагаем нефтегазовым компаниям дать побольше полномочий таким своим внутренним структурам», — заявил Кудайберген.

И под общий смех зала добавил интересный штрих: по его словам, представители отрасли «долго не могли понять, кто курирует нашу отрасль».

- Вот только прошлым летом, на совещании с Ахметовым, тогда еще вице-премьером (нынешним премьер-министром Сериком Ахметовым — авт.), мы узнали, что Мининдустрии, — простодушно признался глава ассоциации. — И мы просим, чтоб нас почаще собирали, потому что вот Минсельхоз собирает крупные агропромышленные компании, мы тоже хотим доносить до ведомства свои предложения.

Не все так просто с ТШО

Вслед за главой ассоциации слово получил заместитель гендиректора ТШО Ануарбек Джакиев. По его словам, «Тенгизшевройл» как никто другой в этой стране понимает «стратегическую важность развития казсодержания».

- С 2006 года у нас ежегодно идут затраты более чем миллиард долларов, динамика увеличения идет постоянно, притом что последний крупный проект мы начали в 2008 году. В прошлом году была достигнута очередная рекордная цифра — 1 миллиард 800 долларов на услуги и на товары. В целом с 1999 года доля казахстанского содержания превысила 13 миллиардов долларов, — сыпал он цифрами с трибуны.

Казалось бы, дела и впрямь обстоят замечательно, но вышедший на трибуну генеральный директор ТОО «КSP Steel» Эдуард Креймер разнес потемкинскую деревню ТШО в клочья.

- Мы производим арматуру, проволоку, в настоящее время освоили стальной прокат, — начал Креймер. — Интересный факт, что шесть лет мы ведем с ТШО диалог, в течение всего этого времени мы получаем обещания, что вот-вот начнем с ними работать, за шесть лет мы получили пять визитов серьезных специалистов, которые в конце концов закончились заказом пробной партии на 130 тонн нефтегазопроводных труб.

- В течение производства этой партии были выдержаны все абсолютно условия, никаких замечаний не было нам сделано, но вот наступает пора отгрузки продукции — и представители компании ТШО делают заявление: «Почему вы кладете трубу только 11 метров?» Потому что у нас в контракте такая длина. Выясняется, что им нужна короткая длина, 6 метров. Ну, хорошо, положили мы две тонны, так называемый сертификат приемки-отгрузки представитель ТШО подписал. После этого нам приходит претензия, что мы не выдержали спецификацию заказа, — неспешно, но подробно рассказывал глава подрядчика.

- По этому поводу выезжают на встречу представители нашего производства, в том числе — главный технолог завода, вроде договорились, все нормально — у них претензий нет, действительно, вот он документ, подписанный их представителем, мы будем у вас заказывать и еще раз пришлем аудит. Вопрос — зачем? Зачем в шестой раз аудит, чтобы научить нас резать нужную длину? Не просили бы нас грузить вам трубу, которая вам не нужна, — обратился он к Джакиеву. — А потом приходит претензия — забрать эти две с половиной тонны труб и вернуть деньги. Речь идет о 3,5 с половиной тысячах долларах. Вот масштаб взаимоотношений ТШО с местными производителями, - обвинил Креймер «Тенгизшевройл» в крохоборстве.

- И еще одно замечание — шесть месяцев назад была встреча, шесть месяцев назад нам был обещан этот шестой аудит. Нет его, несмотря на переписку — она ведется, что я хочу сказать — кому нужна эта имитация деятельности? — обратился он к Сафинову. — Кому нужно показывать, что эту работу интенсивно ТШО ведет с местным производителем? Я себе позволю процитировать Черчилля, который по поводу другой ситуации сказал, что такую ситуацию могут принять только те, кто согласен быть одураченным.

А потом Креймер развеял миф о плохом качестве казахстанской продукции, показав несколько слайдов, свидетельствующих о том, что наши нефтяники сначала сами на месторождениях собирают оборудование без разводных ключей, но зато с помощью кувалды и такой-то матери, а потом утверждают, что все это — заводской брак.

- Посмотрите на их претензии: для ремонта колонны, извлеченной из скважины, муфта была снята, резьба муфты забита грязью, — комментировал Креймер соответствующие снимки. — Вы посмотрите на эту резьбу. Когда муфта накручивалась на эту резьбу, она не по резьбе накручивалась, сейчас мы увидим ключ, которым это делалось, и станет понятно, почему. Вот на верхнем снимке слева муфта, накрученная у нас на заводе, справа — накрученная на месторождении. Если мы вспомним предыдущий снимок, нипелльный конец там в таком состоянии, что неудивительно, что проржавела эта часть муфты. И вот, пожалуйста, труба доставляется на станок для накрутки, ниппельный конец без протектора волочится по грязи, в таком состоянии готовится труба перед составлением колонны со снятыми протекторами на месторождении. Можно ли удивляться, что труба и муфта накручиваются не по резьбе?

Под конец своего выступления Креймер наступил на любимую мозоль МНГ, вновь подняв вопрос о вступлении в ВТО.

- Мы открываем свои границы в соответствие с уставом этой организации, и в отношении нас тоже вроде как открывают границы, — рассуждал Креймер. — Но куда я повезу свою трубу — в страны, где дешевая рабочая сила? Чем, господа, нам на это ответить — может, тоже привезти из Малайзии рабочих? Или из Мозамбика? Сейчас кризис, у нас объем производства упал в пять раз в тоннаже, тем не менее, мы ни одного человека не уволили, хотя законодательство позволяет нам это сделать. Мы поддерживаем социальную политику главы государства, и хотели бы, чтобы при принятии решений по ВТО этот социальный вопрос был рассмотрен глубже, не механически — все конкурируют на равной основе...

- Спасибо за критику, что касается замечаний с ТШО, я попрошу представителей ТШО потом ответить, я не хочу разбираться в этих нюансах, наверное, Черчилль прокомментировал бы этот грязный конец этой нипелльной муфты, — дал понять, что он не Черчилль, Сафинов. — Но в целом я согласен, что нам нужна максимальная транспартентность и четкие правила игры.

Что касается ВТО, он посоветовал производителям проанализировать, почему «другие страны могут добиваться производства дешевой трубы при сохранении качества». И как они этого добиваются.

Когда же журналисты попытались получить комментарий выступления Креймера у замгендиректора ТШО, то господин Джакиев высказался чуть ли не с обидой.

- Мы говорим, что задачи между «Тенгизшевройл» и КSP не совсем скоординированы и не совместно решаются, есть такой момент. Но форум — это не место, где такие разговоры нужно вести, — заявил Джакиев.

В это самое время в зале представители казахстанских производителей, незнакомые лично с Креймером, осаждали главу КSP с намерением пожать ему руку за то, что он вслух высказал претензии, о которых у нас предпочитают не говорить...

Информационно-аналитический портал "Республика"

Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353