Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Александр Романихин: нефтегазовый шельф – не только судостроение

04.11.2012

6 декабря в Москве откроется ежегодная конференция "Подряды на нефтегазовом шельфе" ("Нефтегазшельф-2012"), где подрядчики и поставщики встречаются с представителями заказчика для понимания своих перспектив на этом сложном рынке.

В преддверии мероприятия корреспондент Prom-oil Андрей Алабушев взял краткое интервью по телефону у руководителя Союза производителей нефтегазового оборудования Александра Романихина. Публикуем расшифровку разговора.

— Александр Владимирович, какие российские компании наиболее успешно работают на нефтегазовом шельфе?
— "ЛУКОЙЛ", который без лишней риторики и шума с выбором иностранных партнеров успешно разрабатывает месторождения на Каспии и Балтике.

— А в части работы с российскими промышленными предприятиями?
— Тоже "ЛУКОЙЛ". Компания загрузила завод "Красные Баррикады", с которым успешно сотрудничает. Именно они построили буровую "Астра", которая давно работает на Каспии. Недавно состоялась закладка ледостойкой стационарной платформы (ЛСП-1) для бурения и эксплуатации скважин. Она будет помогать разрабатывать месторождение имени Филановского. Ее строит завод "Лотос".

— Но "Газфлот" тоже загрузил Выборгский судостроительный завод…
— Так загрузил, что завод, через который прошло $2 млрд, оказался в тяжелейшем положении, практически на грани банкротства. Теперь он судится с "Газфлотом". Как это могло получиться? Это же огромные деньги для такого завода.

— А знаменитая "Приразломная"?
— Кто навязал судостроителям Северодвинска списанную платформу Hutton непонятного происхождения — не знаю. Пишут, что с целью удешевления, но какое там удешевление, хорошо знают строители платформы. К тому же старый Hutton был как-то хитро закуплен, говорят, прошел серию перепродаж, а Monitor TLP Ltd после сделки с газпромовским "Севморнефтегазом" вообще не появлялась на рынке. В результате, как водится, "российская промышленность виновата", а историю никто не вспоминает. Рабочие, технологи, конструкторы работали честно, но им навязали сомнительное решение.

— У "ЛУКОЙЛа" иначе?
— Понятнее. Проще. Там деньги частные, поэтому зачем особо мудрить? Закупают импортное, безусловно, в основном начинку платформы. К сожалению, и "ЛУКОЙЛ" ввозит начинку.

— Почему же так происходит?
— Судостроители, как и металлурги, очень крупные. Заметные. Процитирую Вагита Алекперова. Совсем недавно, в октябре, он заявил: "Четыре года назад, будучи в Астрахани, Владимир Владимирович Путин рекомендовал нам рассмотреть возможность создания условий для восстановления судостроения в Астраханской области. Поэтому наша компания получила и льготы по экспортной пошлине, что дает возможность сжать сроки инвестиционного периода наших проектов на Каспии. Сегодня верфи загружены, а мы прикладываем массу усилий и выполняем свои обязательства перед нашими подрядчиками, своевременно оплачивая все работы. Это дает судостроению возможность развиваться". Вот и ответ. И губернатор Александр Жилкин много делает для судостроения области.

— Сейчас там создают свободную экономическую зону?
— Первую в России промышленно-производственную зону судостроительного назначения — особую экономическую промышленную зону. Создание ОЭЗ планируется на базе завода "Лотос" и Астраханского судостроительного производственного объединения, входящих в группу "Каспийская энергия", подконтрольную ОАО "Объединенная судостроительная корпорация". Губернатор Астраханской области Александр Жилкин подписал меморандум с президентом ОСК Андреем Дьячковым о внесении совместной заявки в Минэкономразвития.

— Это смогут использовать производители нефтегазового оборудования?
— Мы начали взаимодействовать с министерством промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области, чтобы привлечь к работе машиностроительные предприятия. Там хорошо понимают, что, например, буровая платформа — это не только и не столько основание, которое делают судостроители, но и буровая установка, комплекс подводного оборудования, насосы, дизель-генераторы, компрессорные станции и т. д
Хорошо, что ОСК удалось получить преференции, но государственные интересы требуют смотреть на проблему в комплексе. Если можно загрузить десятки других заводов, то надо это делать. Астраханцы хорошо понимают проблему и оказывают содействие всем машиностроительным предприятиям.

— А как обстоит дело на федеральном уровне?
— Здесь ситуация хуже. В Минпромторге России нефтегазовую тематику растащили по двум департаментам: судостроительному и другому, с малопонятным названием — базовых отраслей промышленности. Понятно, что такая ситуация не способствует консолидации усилий промышленников.
ОСК по большому счету все равно, где покупать буровую для своей платформы — в США или России. А кто им на это укажет? В Минпромторге судостроители не занимаются буровыми, а эти "базовые" отрасли давно пора переименовать в металлургический департамент.

— Предлагаете консолидировать нефтегазовые проблемы в Минпромторге?
— А как без этого? Инвестиционная программа только одного "Газпрома", утвержденная недавно, превышает $30 млрд. Кто должен думать о том, чтобы деньги "Транснефти", "Роснефти", "ЛУКОЙЛа", "Сургутнефтегаза", "Славнефти", "СИБУРа", "НОВАТЭКа" и других компаний остались в России, а не работали на создание рабочих мест за рубежом? Минпромторг! Мы же нефтегазовая страна, поэтому надо помогать направлять заказы на предприятия, а не увлекаться конкурсами по распределению бюджетных денег на НИОКР. Нефтегазовое машиностроение принципиально отличается от сельхозмаша, автопрома, станкопрома и других подотраслей машиностроения тем, что платежеспособный спрос здесь огромный, поэтому надо не госбюджет на себя заворачивать, а думать о конструктивном взаимодействии с нефтегазовым комплексом.

— Помимо изменений в Минпромторге что нужно еще?
— Надо объединить предприятия в консорциум. Лидером такого консорциума может быть ОСК. В консорциум должны войти компании, способные поставлять конкурентоспособную продукцию для платформ. Кроме того, нельзя забывать об огромных объемах строительства береговых сооружений. К сожалению, здесь тоже вместо КамАЗов использут Mercedes, вместо "Ивановцев" — Liebherr, Kato, Grove.

— А если они лучшего качества?
— Проекты кто реализует? "Газпром" и "Роснефть". Подконтрольны государству они. "Газпром" и "Транснефть" потом все это через свои тарифы перекладывают на промышленность и население. Как думаете, смогли бы Китай или Норвегия развить свое нефтегазовое машиностроение, которого еще недавно в приницпе не было, если бы смотрели в сторону импорта?

— Вы предлагаете сформировать консорциум в виде холдинга?
— Нет, какой холдинг… Простое товарищество. Вообще без образования юрлица. Главное, чтобы был понятный лидер, а это ОСК. Кроме того что они делают основную, морскую часть, они умеют неплохо решать вопросы с российской властью.
 

Prom-oil

Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353