Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Как упорядочить цены на рынке нефтегазового оборудования и нефтесервисных услуг

24.08.2012

Представители ряда крупнейших нефтесервисных компаний жалуются они на заказчиков с госучастием и естественные монополии. Якобы те приобретают промышленную продукцию и сервисные услуги по ценам значительно выше рыночных. Причем заказ получают "дружественные" фирмы, которые потом берут реальных исполнителей на субподряд.

Есть также жалобы на ценовой демпинг недобросовестных поставщиков, которые продают контрафактную и бракованную продукцию, срывают договорные сроки. Аналогичная ситуация и на нефтесервисном рынке, когда случайные фирмы мешают добросовестным компаниям. Нефтесервисные компании жалуются на "несправедливые цены", которые не дают им возможность вкладывать средства в свое развитие.

Что делать?

Российский рынок сегодня нуждается в ценовых индикаторах.

Требуется публиковать индексы цен на трубы, кабель и пропант - важнейшие позиции, составляющие серьезную долю в структуре закупок любой нефтяной компании. Например, публикуется цена базовой трубы - ориентир для рынка. Аналогия с ценой автомобиля в базовой комплектации. Увеличение опций (или группы прочности трубы) автомобиля ведет к изменению цены автомобиля, но все равно авторынок имеет ценовые ориентиры.

Аналогичная ситуация и на нефтесервисном рынке. Здесь можно провести аналогию с автосервисом. В автосервисе просчитана условная стоимость нормо-часа, а в нефтесервисе огромный разброс по рынку. Да, есть сложности с определением таких индикаторов. Страна большая, погода везде разная, но можно же разбить ее на несколько климатических зон. Кстати, в СССР существовали подобные прейскуранты.

Ценовые индикаторы нужны для формирования цивилизованного рынка нефтегазового оборудования и нефтесервиса. Союз производителей нефтегазового оборудования может публиковать их, рассылать руководству крупнейших заказчиков, а также информировать о них госструктуры, проверяющие нефтегазовый сектор.

Инвестпрограммы естественных монополий согласовываются перед утверждением в правительстве. От них зависят тарифы, влияющие на всю экономику и благополучие населения. Издержками монополий уже начали заниматься. Но кто даст ценовые индикаторы и поможет определить за счет чего происходит занижение налогооблагаемой базы? Для всего этого проверяющим, слабо знакомым с реальной стоимостью труб, кабеля, буровых и геофизических работ, нужны базовые индикаторы. А лидеры нефтесервисного рынка, в частности, прекрасно знающие такие цены, предпочитают не обнародовать их. Можно сколько угодно ругать заказчиков, но только публикацией базовых цен можно пресекать демпинг и злоупотребления.

Нельзя объять необъятное - создавать глобальный ценовой перечень. Достаточно регулярно обнародовать текущие экспертные цены на наиболее затратную для сырьевиков продукцию (услуги) . Поэтому нужны эксперты в отдельных секторах рынка нефтегазового оборудования, геофизики, бурения, КРС, способные выделить основные виды продукции (услуг), потребляемых нефтегазовым комплексом и давать экспертные оценки их стоимости. Есть аналогичные проблемы и в нефтегазовом строительстве.

Вопрос формирования базовых цен на нефтесервисные услуги будет обсуждаться 9 октября на конференции "Нефтегазовый сервис в России" (Нефтегазсервис-2012).

Оргкомитет приглашает к сотрудничеству экспертов, желающих принять участие в этой работе. Мы готовы обнародовать фамилии профессионалов рынка или работать с ними на условиях анонимности. Публикации сегодня необходимы для формирования в российском нефтегазовом комплексе цивилизованного нефтесервисного рынка.

Тел.: (495) 514-44-68, 514-58-56; факс: (495) 788-72-79; e-mail: info@n-g-k.ru

Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353