Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Александр Хуршудов: снижение нефтяных цен продолжится, как минимум, до весны

09.01.2019

 
В таком непростом деле, как прогнозирование нефтяных цен, ошибки неизбежны. Ибо в будущем всегда возможны крупные события, которые способны резко изменить преобладающую тенденцию.
Год назад мой прогноз на 2018 г. предполагал неспешный рост цены Brent в интервал $62-81. Он хорошо исполнялся в течение года, котировки росли в пределах этого интервала; лишь в конце сентября они отклонились вверх, и в конце ноября – вниз (рис.1). Но в декабре трехлетний растущий тренд был сломан, и резкое снижение продолжилось.  
 
Я не исключал такого хода событий. Единственной возможной причиной падения был новый виток финансового кризиса, вероятность которого тогда оценил в 10%. Похоже, он и случился.
Вялотекущее снижение фондовых рынков началось еще в январе прошлого года. Сначала в Китае. В мае к нему присоединилась Италия, в августе – другие страны ЕС и Канада. Казалось, только рынок США будет по-прежнему продолжать свой 9-летний рост, но в октябре закончился и он. И биржевые настроения вплотную приблизились к панике.
Кроме того, в движении нефтяных котировок отчетливо виден спекулятивный мотив (см. рис. 1). В конце сентября игроки на понижение намеренно загнали котировки вверх, до $86,7 за баррель Brent, чтобы начать продавать подороже. Последующее снижение на 41% также было слишком резким, чтобы его можно было считать естественным. Я убежден, что это – целенаправленные действия нескольких ведущих западных банков, которые в качестве информационной поддержки, разумеется, использовали и слабые действия ОПЕК+, и падение фондовых рынков.
Опыт последних 20 лет показывает, что крупные медвежьи спекуляции на рынке нефти заканчиваются через 6-8 месяцев. Дальнейшая игра на понижение для спекулянтов опасна, ибо чревата крупным проигрышем. Их финансы, как бы не были велики, но все же ограничены, а при падении цены растут спрос и потребление нефти. Поэтому, крайним сроком завершения спекуляции я считаю июнь текущего года. Но возможны и более мягкие варианты (рис.2).
 
Дело в том, что на месячных графиках не все фондовые рынки сломали растущий тренд. Потеряв 15-20%, они отскочили от его нижней границы и теоретически могут сразу уйти в рост. Это весьма сомнительно, ибо при бойкой непредсказуемости американского президента биржевые страхи будут расти. Но некоторые комментаторы ожидают рецессию в США и других западных странах не в нынешнем году, а в следующем. При таком, на мой взгляд, маловероятном сценарии I (см.рис.2) падение нефтяных котировок продолжится до марта-апреля, на уровне $45 оно остановится, а затем произойдет постепенный разворот тренда. Год будет закончен в районе $65.
Более вероятным представляется вариант II, при котором снижение цен в мае достигнет $36, в июне-июле начнется рост примерно до $53 в декабре. Наконец, если фондовые рынки уйдут в штопор и в целом потеряют 25-30%, мы можем увидеть вариант III, минимум по Brent на уровне $25-27 и к концу года $40.
Понятно, что в ожидании больших потрясений мировой экономики более строгие прогнозы будут утопией. Нефтяникам придется пристально наблюдать за изменением ситуации и в соответствии с ней маневрировать. Отмечу, что российские и арабские компании к предстоящему шторму готовы лучше других. Они крепки финансами, могут изыскать немалые резервы на уже обустроенных месторождениях, тогда как перспективы западных компаний в сланцах и на глубоком шельфе будут заторможены. В заключение напомню: ни один кризис не продолжается вечно, и тот, кто его преодолеет, станет сильнее. 
 
По данным АНГИ
 
Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353