Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Владимир Борисов об отечественном нефтесервисе: «Груз можно перевезти на КамАЗе, а можно на Мерседесе…»

08.12.2010

Тюмень. На минувшей неделе в Красноярске прошел первый международный форум «Нефть и газ Восточной Сибири – 2010». Одной из обсуждаемых тем стала доля участия российских нефтегазосервисных компаний в освоении данного региона. О перспективах и сложностях разработки месторождений Восточной Сибири и о потенциале выхода на этот рынок региональных предприятий Агентству нефтегазовой информации рассказал президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний, генеральный директор МП «ГеоИнТЭК» Владимир Борисов.

- Владимир Александрович, Вы приняли участие в первом международным форуме «Нефть и газ Восточной Сибири – 2010». Расскажите об основных целях и задачах данного мероприятия.

- В рамках форума обсуждалось развитие топливно-энергетического комплекса в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Выступали ученые, специалисты, которые показывали, каким образом будет наполняться нефтепровод ВСТО и какие есть проблемы в связи с его наполнением. Отмечалось, что порядка 12 млн тонн нефти из 30 требуемых будет заполняться за счет Восточной Сибири и 18 млн тонн составит доля Западной Сибири. На сегодняшний день в Красноярском крае ведутся большие объемы геологоразведочных работ. Деятельность на 15 лицензионных участках осуществляет «Газпром Добыча Красноярск», также там работает «дочка» Роснефти – Восточно-Сибирская нефтяная компания, Ванкорнефть, Славнефть, Иркутская нефтяная компания, «Дулисьма», то есть район развивается. Большой интерес к этому региону проявляет Банк реконструкции и развития. Привлекательна Восточная Сибирь и для зарубежных компаний, в частности Schlumberger, Weatherford. Одни ведут подземные работы, другие –  наземные. Причем я не исключаю, что в каких-то моментах они согласуют свои действия, прочно занимая позиции на рынке в РФ. Для того чтобы попасть в эту нишу, российским компаниям сегодня нужно обладать хорошим кадровым потенциалом и финансовыми ресурсами, объединять усилия. Ведь известно, что научное фундаментальное развитие в России было приостановлено, с 90-х годов ничего не развивалось, а зарубежные фирмы, к примеру Шлюмберже, работает с 1911 года – почти 100 лет на рынке! За это время, конечно, они достигли высочайшего уровня, в том числе и благодаря преференциям со стороны государства и собственным инвестициям, вкладываемым в развитие. Плюс ко всему – они сегодня закрыты, не продают технологии, оборудование, а оказывают услуги. В этом плане российским компаниям сложно конкурировать с ними, зарубежные компании сегодня более технологически оснащены. К примеру, груз можно перевезти на КамАЗе, а можно на Мерседесе. Разная степень комфортабельности, но груз-то все равно будет доставлен. Так и с отечественным нефтесервисом. Мы можем выполнять те работы, которые сегодня осуществляют иностранные компании. Но нам для этого понадобится больше усилий, времени и затрат.

- Владимир Александрович, в рамках форума Вы представляли только свое предприятие или еще Тюменскую ассоциацию нефтегазосервисных компаний?

- Мы представляли как предприятие ГеоИнТЭК, так и Тюменскую ассоциацию нефтегазосервисных компаний. Наш стенд вызвал интерес, хотя практически со всеми фирмами – участниками форума мы уже работаем. Нам представилась возможность встретиться со старыми партнерами, обсудить дальнейшие планы. Кроме того, в рамках конференции мне как президенту ТАНК предложили выступить в роли модератора сессии «Нефтегазовый сервис и оборудование».

- Какие основные проблемы поднимали участники секции?

- Главной темой для обсуждения стала работа нефтегазосервисных предприятий на месторождениях Восточной Сибири. В этом регионе есть ряд нюансов. Прежде всего, это небольшие месторождения, разбросанные по территории при отсутствии дорог и необходимой инфраструктуры. Сложная транспортная схема. Во-вторых, углеводородные залежи не имеют сходств с запасами Западной Сибири. Нет гигантских месторождений.

То есть, разработка месторождений Восточной Сибири требует более весомых как финансовых, так и временных затрат. Себестоимость достаточно высока. И сегодня российскому нефтегазовому сервису сложно выходить на эту территорию ввиду краткосрочности работ при относительно небольших объемах. Те суммы, которые они получат в случае заключения контракта, в лучшем случае лишь покроют затраты на дорогу, проживание, технологии.

- Как Вы оцениваете потенциал участия Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний в разработке месторождений Восточной Сибири?

- Наша ассоциация, разумеется, могла бы предоставить достаточно широкий спектр услуг и работ. Но ситуация складывается таким образом, что виды работ разбиты на мелкие лоты, в которых некоторые тюменские предприятия участвуют, сталкиваясь как раз с теми пробелами, о которых я говорил выше. В рамках секции все пришли к единому мнению, и об этом уже ни раз говорилось, что сегодня необходимо нефтяникам выстраивать многолетние, а не одноразовые отношения с российскими нефтегазосервисными компаниями. Тогда мы сможем докупить необходимое оборудование, подготовиться и обустроиться на данной территории. Те же зарубежные компании заходят в сложный регион при наличии длительных контрактов. Соседство с ними, по сути дела, позволяет российским предприятиям поднять цену, поскольку их услуги значительно превышают наши по стоимости. В этом плане конкуренция играет для отечественного нефтегазового сервиса положительную роль.

- Спасибо, Владимир Александрович, за интересную беседу.

 

Источник: Агентство нефтегазовой информации

Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353