Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Выступление Дениса Мантурова на заседании Госсовета по импортозамещению

26.11.2015

Д.Мантуров: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Анатолий Дмитриевич достаточно подробно изложил тему сегодняшнего Госсовета. Я постараюсь сконцентрироваться именно на комплексной системе поддержки.
На сегодняшний день в рамках выполнения отраслевых планов уже реализуется 570 проектов, в том числе с использованием мер государственной поддержки. Мы исходим из того, что проекты импортозамещения должны получить сопровождение на каждом этапе жизненного цикла продукции. При этом меры, предусмотренные на федеральном уровне, мы увязываем с поддержкой со стороны субъектов Федерации, чтобы добиться максимального эффекта.
В рамках такого подхода мы переориентировали на импортозамещение часть средств, которые находятся в отраслевых государственных программах, через действующие механизмы поддержки.
В соответствии с Вашим, Владимир Владимирович, поручением сформирован механизм возврата регионам на развитие промышленной инфраструктуры затрат на создание индустриальных парков, что позволит снижать издержки при организации производства импортозамещающей продукции. И со следующего года заложено уже 4,3 миллиарда рублей, что простимулирует создание современных промышленных площадок как минимум в 18 регионах за следующий год.
На сегодня уже введены в эксплуатацию 73 индустриальных парка. И вместе со строящимися объектами их количество приблизится к 120 по всей стране. На предприятиях, расположенных в этих индустриальных парках, создано свыше 83 тысяч новых рабочих мест.
Для реализации крупных проектов импортозамещения самым перспективным форматом является новый – Вы упомянули сегодня – специнвестконтракт, предусматривающий неизменные условия ведения бизнеса, налоговые и другие преференции. Этот механизм предусмотрен законом о промышленной политике, он предполагает тесное взаимодействие федерального центра и регионов по поддержке инвестконтрактов. Но чтобы сделать его ещё более привлекательным, необходимо внесение ряда поправок в налоговый кодекс и в закон № 44 о госзакупках.
Считаем крайне важным эти все изменения завершить и принять до конца этого года, поскольку по федеральным специнвестконтрактам (у нас есть и региональные, и федеральные) в общей сложности мы получили 170 заявок и по пяти из них подписали меморандумы о заключении этих соглашений в разных отраслях промышленности.
Кроме того, считаем целесообразным внесение в закон о закупках госкомпаний, это закон № 223, изменений, направленных на создание возможности для заказчика внеконкурсного заключения долгосрочных контрактов с участниками специнвестконтрактов, но в объёме, не превышающим 30 процентов объёма закупки компаний по этой номенклатуре. Это откроет широкие возможности по привлечению и российских, и зарубежных инвесторов к созданию высокотехнологичных производств и новых рабочих мест.
Хотел бы отметить, что субъекты Федерации уже корректируют свои программы развития промышленности и нормативную базу под применение специнвестконтрактов. А некоторые, как, например, Пермский край, уже стали заключать региональные специнвестконтракты. Мы вчера с Виктором Фёдоровичем [Басаргиным, губернатором Пермского края] как раз в Перми присутствовали на подписании трёх таких документов.
Ещё один инструмент, который Вы упомянули, – это Фонд развития промышленности, создание которого было Вами поддержано. Он стал очень востребованным инвесторами как институт развития. Поступило более 1280 проектов импортозамещения со всей страны. Суммарные потребности в финансировании – почти на 450 миллиардов рублей. Конечно, с учётом объёма финансирования на этот год (всего 20 миллиардов) мы не сможем обеспечить финансированием все эти проекты, поэтому мы проводим жёсткий отбор эффективных проектов с обязательной поддержкой субъектов Российской Федерации.
Мы буквально до конца года уже примем решение по всем проектам и рассчитываем на поддержку в следующем году этого инструмента как минимум в таком же объёме, как в этом году, это 20 миллиардов рублей.
При этом мы действительно, как Эльвира Сахипзадовна уже упомянула, дополнительно разработали отдельную программу поддержки лизинга. Мы очень рассчитываем на то, что вместе с Центральным банком реализуем именно поддержку закупки высокотехнологичного оборудования, связанного со средствами производства.
Мы продолжаем развивать инструментарий фонда. На его базе активно работает консультационный центр, который обеспечивает совместно с регионами полное методологическое сопровождение проектов импортозамещения в режиме «одного окна».
В этой же логике фонд выступит координатором создания Государственной информационной системы промышленности, которая даст возможность сформировать взаимосвязанные отраслевые балансы, которые сегодня в стране просто отсутствуют.
В системе также будет актуализироваться информация по производимой нашими предприятиями номенклатуре. Как и планировалось изначально, на этапе спроса задействованы в основном регуляторные механизмы. В части госзакупок работает ряд постановлений Правительства, устанавливающих ограничения по отдельным импортным товарам. Компании с госучастием также сегодня корректируют свою закупочную деятельность, в первую очередь в пользу российских поставщиков.
Должен сказать, что мы уделяем большое внимание вопросам качества продукции, которая будет создана в процессе импортозамещения. Подписанный Вами, Владимир Владимирович, закон о стандартизации предусматривает установление требований к конечной продукции на основе национальных стандартов. Раньше такого просто никто даже не предполагал, поскольку у нас система стандартизации была всегда на добровольной основе. Поэтому мы стали иметь возможность применять эти национальные стандарты. А в рамках российской системы качества создаётся инфраструктура тестирования товаров на предмет их соответствия стандартам. Преференции, предусмотренные законами и постановлениями Правительства, получают только те отечественные товары, которые не уступают зарубежным аналогам.
Но самую главную проверку наши товары будут проходить на внешних рынках. Вопреки расхожему мнению мы способны делать конкурентоспособную технику, которую покупают и в развитых странах. Например, поставки в Германию, Францию, Канаду, Болгарию наших зерноуборочных комбайнов и тракторов, разработанных при государственной поддержке, выросли в этом году в три раза.
Совместно с Внешэкономбанком мы реализуем уже ряд финансовых и организационных механизмов поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, о которых Вы упомянули. Но, конечно же, требуются дополнительные средства с учётом того, что сегодня при конкурентоспособной возможности, при таком окне возможностей, мы должны активно использовать эти инструменты, в том числе рассчитываем на Вашу поддержку по дополнительным средствам.
Но при этом создаваемые в рамках импортозамещения образцы должны быть защищены международными патентами. Сейчас лишь два с половиной процента всех заявок в Роспатент параллельно направляются в международные организации. Поэтому предлагаем рассмотреть возможность компенсации части затрат на сертификацию, аккредитацию и патентование при выходе отечественной продукции на внешние рынки. В целом система импортозамещения практически выстроена. Мы совместно с субъектами Федерации уже её стараемся внедрять. Однако в условиях бюджетных ограничений она должна быть сфокусирована на приоритетных задачах. Эта работа будет продолжена в рамках разработки Стратегии развития промышленности до 2030 года, которая в соответствии с законом о стратегическом планировании будет увязана со Стратегией экономического развития нашей страны после её утверждения.
Спасибо за внимание.
 
 
 
Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353