Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Доклад Дениса Мантурова на заседании Правительственной комиссии по импортозамещению

05.10.2015

Уважаемые главы регионов! Уважаемые коллеги!
Позвольте мне напомнить всем участникам, что в этом году, в начале года, Минпромторгом по поручению Председателя Правительства было утверждено 20 отраслевых планов импортозамещения, в которые вошло более 2,5 тыс. позиций, технологических направлений. Каждый план ведёт профильная межведомственная рабочая группа, в состав которой включены все заинтересованные стороны. Эти группы, по сути, являются платформой для взаимодействия производителей и потребителей импортозамещающей продукции. Самое активное участие в подготовке и реализации планов принимают регионы, с которыми у нас выстроены очень тесные взаимоотношения. Сейчас с субъектами Федерации мы заключили уже 65 соглашений о сотрудничестве. До конца года рассчитываем подписать остальные.
Эти соглашения предусмотрены законом о промышленной политике и направлены на расширение взаимодействия по всем ключевым направлениям, включая процедуру согласования с нашим министерством кандидатур руководителей региональных ведомств, отвечающих за промышленность.
Нельзя сказать, что все регионы сначала с энтузиазмом восприняли эту новацию. Но мы видим, как шаг за шагом сложилось понимание полезности такой координации. Например, такие регионы, как Москва и Московская область, даже специально изменили своё законодательство с целью реализации этой нормы.
Для региональных министров мы организуем полноценные стажировки с глубоким погружением в работу Минпромторга, с разъяснением особенностей применения всех механизмов поддержки промышленности и торговой деятельности. Можно сказать, мы создали с коллегами своего рода расширенное министерство. Мы уже имеем хорошие результаты такого взаимодействия, и в розданной вам презентации вы можете увидеть, насколько активно работают субъекты Федерации в части импортозамещения.
Кроме того, с прошлого года эффективно работает портал «Проммонитор», где созданы личные кабинеты предприятий и региональных министерств промышленности. Это первый шаг к созданию системы отраслевых балансов с целью предотвращения создания дурной конкуренции, когда в регионах из-за плохой коммуникации порой создаются просто избыточные мощности. Эта работа станет одним из основных элементов государственной информационной системы, которая предусмотрена законом о промышленной политике.
Функции центра мониторинга, анализа и поддержки процессов импортозамещения в регионах возложены нами на Фонд развития промышленности. Логично, что именно фонд станет оператором проекта создания ГИС промышленности. Хочу отметить, что фонду в сжатые сроки удалось выстроить общенациональную систему экспертизы и отбора проектов.
Дмитрий Анатольевич, Вы вчера озвучили итоги работы фонда, но вчера вечером мы получили уже свежие дополнительные цифры.
В рамках заседания последнего экспертного совета одобрено 40 займов на сумму 14 млрд рублей. До конца года будет распределён оставшийся капитал фонда. Причём ключевыми факторами при принятии решения являются наличие проекта в одном из отраслевых планов и его поддержка со стороны региона. Отбор с учётом ограниченности ресурсов фонда крайне жёсткий, но это определяет и качество поддержанных проектов. Их реализация позволит не только вытеснить с российского рынка целый ряд зарубежных аналогов в таких системообразующих отраслях, как машиностроение, электрооборудование, электроника, медицина, биотехнологии, фармацевтика, но и выйти на иностранные рынки с конкурентоспособной продукцией.
Эти проекты начнут давать отдачу уже в ближайшие два-три года и позволят увеличить налоговую базу регионов. Планируемый совокупный объём выпускаемой продукции по одобренным только проектам должен быть к 2020 году почти 400 млрд рублей, а объём налоговых отчислений – около 30 млрд рублей. Их реализация позволит создать более 7 тыс. высокопроизводительных рабочих мест. На каждый рубль займа в фонде привлекается почти 10 рублей частных инвестиций. При этом в фонд поступило около 1,2 тыс. заявок. Это говорит о том, что Правительство предложило правильное решение, которого очень ждали инвесторы. Поэтому мы просим рассмотреть возможность увеличения капиталов фонда на следующий год.
Д. Медведев: Какого размера-то?
Д.Мантуров: Как минимум в таком же объёме, как в этом году, – 20 млрд.
На наш взгляд, возможности ФРП позволяют ему заниматься не только заёмным финансированием, но и стать полноценным институтом развития промышленности – с одной стороны, выполняя функции инвестконсультанта, разъясняющего предприятиям условия участия в программах поддержки промышленности, с другой стороны, помогая регионам и предприятиям привлекать все возможные меры поддержки федерального уровня на всех этапах реализации проектов – от поиска площадки до производства.
В этой же логике «единого окна» фонд станет координатором работы нового инструмента специальных инвестиционных контрактов, который предусмотрен законом о промполитике. Уже сейчас в обработке находится 85 заявок на такие контракты. Этот механизм – один из самых перспективных с точки зрения привлечения региональными властями инвесторов.
В Государственной Думе в первом чтении приняты подготовленные коллегами из Минэкономразвития, Минфина совместно с нами изменения в 44-й федеральный закон, предусматривающие возможность предприятиям – участникам специнвестконтрактов получать статус единственного поставщика в рамках госзакупок, а также изменения в Налоговый кодекс в части создания режима «гринфилдов».
Сейчас при подготовке ко второму чтению согласовываются важные поправки, позволяющие регионам сделать специнвестконтракты ещё более привлекательными для инвесторов. Среди них: неповышение налоговой нагрузки на весь срок реализации проекта до 10 лет, так называемая дедушкина оговорка; возможности установления пятипроцентной региональной составляющей налога на прибыль при обнулении федеральной части.
Помимо возможностей фонда и специнвестконтрактов финансовая поддержка оказывается через субсидии по комплексным инвестиционным проектам на компенсацию процентных ставок по кредитам на создание производств и затраты на НИОКР. В части важных изменений в регуляторной среде хотел бы отметить утверждение Правительством критериев отнесения продукции к российским товарам. Это 719-е постановление Правительства. Эти требования стимулируют, с одной стороны, более активное использование отечественных комплектующих, с другой – локализацию производств иностранными компаниями.
В заключение хотел бы обратиться ко всем руководителям регионов – как можно более активно использовать все возможности по поддержке промышленности, которые мы создали на федеральном уровне, включая упомянутую, Дмитрий Анатольевич, Вами возможность «единого окна» в части поддержки экспорта. Экспортное агентство (как раз здесь Пётр Михайлович Фрадков присутствует) может дать дополнительный комментарий. Мы готовы оказывать максимальное содействие с нашей стороны, чтобы совместно привлечь инвесторов и обеспечить технологическое развитие и рост промышленности в масштабах всей страны.
Спасибо за внимание.
 

Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353