Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Проблему импортозамещения в нефтепереработке обсудили в Государственной Думе

04.07.2014

Материалы к VII заседанию Консультативного совета
Тема заседания: «Импортозамещение в нефтепереработке»

В условиях осложнения внешнеполитической обстановки, угрозы экономических санкций со стороны США и Евросоюза проблема импортозамещения в нефтегазовом комплексе становится важной государственной задачей. Особенно актуальна эта проблема в сфере освоения шельфа и нефтепереработки, где используется особенно много западной техники и технологий.
Органами государственной власти и крупными компаниями проводится планомерная работа в сфере импортозамещения. Комиссия по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности, возглавляемая Президентом России В. В. Путиным, постоянно держит данный вопрос в сфере внимания. Предложено сформировать в комиссии постоянно-действующую рабочую группу по проблеме импортозамещения в ТЭК. В ОАО «Роснефть» создан департамент локализации техники и технологий, руководитель которого в статусе вице-президента компании. Успешно работает с российскими машиностроителями ОАО «Газпром нефть», где система закупок считается наиболее эффективной в нефтяной отрасли. После кадровых перестановок активизировалась работа профильного департамента Минпромторга России. В настоящее время Минпромторг России регулярно собирает поставщиков нефтегазового комплекса и выносит их проблемы на обсуждение в Правительство РФ.
Координацию деятельности нефтегазового комплекса осуществляет Минэнерго России. В 90-х годах в министерстве действовал департамент научно-технического прогресса, который планомерно занимался импортозамещением в ТЭК. Департамент координировал внедрение новой техники и технологий в российском ТЭК, взаимодействовал с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями, промышленными предприятиями, занятыми производством техники для нефтяников и газовиков. Во многом благодаря работе министерства за короткий срок на предприятиях Российской Федерации была освоена практически вся номенклатура нефтегазового оборудования, ранее производимая на Украине и Азербайджане. В нынешнем Минэнерго России все иначе. До настоящего времени даже не определено подразделение, которое отвечает за взаимодействие с поставщиками и подрядчиками нефтегазового комплекса. Успешное решение проблемы импортозамещения в нефтегазовом комплексе невозможно, если профильное министерство не имеет подразделения, отвечающего за работу с промышленностью, планомерно работающего со смежными отраслями.
Требуется активизировать деятельность в сфере импортозамещения и Минэкономразвития России, которому постановлением Правительства РФ «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием» дана возможность проведения экспертиз инвестпроектов. Необходимо задействовать в аудите ученых и специалистов в конкретных областях, в частности в сфере нефтепереработки. Нужно привлекать экспертов знакомых с возможностями российской промышленности. Работу в сфере импортозамещения надо вести публично, с привлечением отраслевой научно-технической общественности.
Важное препятствие импортозамещению в нефтегазовом комплексе —недостаток информации у российских промышленных компаний. Вкладывать серьезные средства, эффективно использовать научно-технический и производственный потенциал освоения сложной продукции с длительным циклом изготовления невозможно, если не известны перспективные планы развития нефтегазовых компаний. У российских поставщиков нет достоверной и систематизированной информации об импорте отдельных видов нефтегазового оборудования, степени его износа. Необходимо активизировать работу Минэнерго России по сбору, анализу таких сведений и информированию российской промышленности.
При реализации проектов по строительству новых и модернизации действующих предприятий России в области нефтегазопереработки и нефтехимии превалируют зарубежные инжиниринговые фирмы Их выбирают в качестве генеральных подрядчиков и передают функции по управлению проектами. В результате иностранцы выполняют основную долю работ по проектам, включая разработку предпроектной и рабочей документации, а также поставку оборудования. На долю отечественных компаний остается лишь выполнение разрешительной документации, а также участие в подготовке рабочей документации.
В последние годы ряд российских проектных организаций преобразовались в инжиниринговые компании, способные выполнять весь объем необходимых работ, включая разработку базовых проектов, проектной и рабочей документации, поставку оборудования, управление проектом строительства, и готовы выступать в качестве ЕРС-подрядчиков при реализации крупных проектов.
Важнейшая проблема, препятствующая импортозамещению в сфере нефтепереработки, заключается в необходимости приобретения лицензий у иностранных компаний. Проекты технологических установок вторичной переработки нефти для российских НПЗ в основном выполняются зарубежными лицензиарами: Axens (Франция), UOP, ConocoPhilips, Chevron, Foster Wheeler (США) и другими. Материальное исполнение аппаратов, а также требования к материалам (в частности, катализаторам) закладываются исходя из возможностей зарубежных производителей оборудования и поставщиков материалов и комплектующих. Лицензиары ведут так называемые вендерные листы, где заложены рекомендуемые производители оборудования и материалов, а это обычно иностранцы. Российские компании лицензиарам не известны и игнорируются. Не желая рисковать и использовать незнакомое им российское оборудование, при попытке замены на российский аналог лицензиары отказываются от ответственности.
Иностранцы не знакомы с возможностями российских поставщиков. Крайне мало систематизированной информации о российском оборудовании на английском языке. Необходимо активизировать работу по формированию баз данных российского нефтегазового оборудования для информирования инжиниринговых компаний. Требуется регулярно проводить опросы потребителей для выявления лучших поставщиков оборудования для нефтегазового комплекса. Начало этой работы уже положено — создан рейтинг поставщиков оборудования для нефтепереработки.
Недостаток информации и нежелание работать с российской промышленностью привели к тому, что российские предприятия не попали в число поставщиков французской компании Technip — проектировщика завода «Ямал СПГ». Российским предприятиям досталась поставка продукции низкой добавленной стоимости — в основном металлоконструкций. Еще один пример практически полного исключения отечественных производителей из поставщиков технологического оборудования — выполнение EPC-проекта по строительству нового комплекса по производству аммиака и карбамида компании «ЕвроХим» итальянским подрядчиком Tecnimont.
Зарубежная машиностроительная продукция, поставляемая на НПЗ в рамках ремонтно-эксплуатационных нужд и сервисного обслуживания работающих технологических установок, имеет более высокую цену. Это связано с маркетинговой политикой иностранных компаний — запасные части на эксплуатируемое оборудование характеризуются многократным (в 7–10 раз) превышением стоимости по сравнению с первичной поставкой. Да и сроки таких поставок достаточно длительные.
Зарубежные лицензиары (Koch-Glitsch, Sulzer) практически монополизировали рынок внутренних устройств (ВКУ) для нефтепереработки. В результате после санкций США в мае 2014 года компания Koch-Glitsch отказалась от выполнения контракта с ОАО «Волгограднефтемаш» на поставку ВКУ компании «Татнефть».


ПРОЕКТ РЕКОМЕНДАЦИЙ VII ЗАСЕДАНИЯ

Участники заседания, рассмотрев проблему импортозамещения в сфере нефтепереработки, рекомендуют:
1. Комиссии при Президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности ускорить формирование рабочей группы по импортозамещению в нефтегазовом комплексе.
2. Минэнерго России определить подразделение, ответственное за работу с поставщиками и подрядчиками нефтегазового комплекса.
3. Минобрнауке России совместно с Минэнерго России, РАН, Сколтех и нефтегазовыми компаниями подготовить перечень критических технологий для нефтепереработки и нефтехимии, лицензии на которые нефтегазовые компании вынуждены приобретать за рубежом.
4. Минэкономразвития России при реализации постановления Правительства РФ «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием» обеспечить привлечение российских экспертов в сфере нефтепереработки и информировать отраслевую общественность о достигнутых результатах.
5. Минпромторгу России совместно с Минэнерго составить перечень оборудования для нефтегазового комплекса, освоение которого необходимо наладить в Российской Федерации. Подготовить предложения по внесению изменений в программу мероприятий по разработке оборудования для нефтепереработки. Сформулировать предложения по формированию единой базы данных российских предприятий, работающих в интересах нефтегазового комплекса.
6. Ростехнадзору подготовить предложения по проведению инвентаризации основного производственного и технологического оборудования, используемого в нефтепереработке, а также по предоставлению российским поставщикам информации о возрастной структуре оборудования в сфере нефтепереработки. Пересмотреть устаревшие нормы безопасности в нефтепереработке.
7. Росстандарту подготовить предложения по формированию нормативной базы импортозамещения в нефтегазовом комплексе, в частности по разработке перечня национальных стандартов с требованиями к качеству оборудования для нефтепереработки. Провести анализ обоснованности обязательного использования американских стандартов (API, ASME) в проектах по нефтепереработке и нефтехимии.
8. ФТС России совместно с Минэкономразвития России внести изменения в ТН ВЭД России с целью выделения оборудования для нефтегазового комплекса из других видов промышленной продукции и получения достоверной информации об импортных закупках. ФТС России ежеквартально публиковать объемы закупок по импорту основных видов промышленной продукции для нефтегазового комплекса.
9. Предприятиям нефтегазового комплекса:
— Использовать опыт ОАО «Роснефть» и ОАО «Газпром нефть» в части импортозамещения и взаимодействия с российской промышленностью. Определить сотрудника, ответственного за сбор и систематизацию предложений и мероприятий по импортозамещению.
— Совместно с Минэнерго России рассмотреть вопрос о формировании перспективных программ развития производственных мощностей до 2020 года и информировании отечественных проектантов и изготовителей оборудования. Совместно с Минэнерго России подготовить перечень российских компаний, способных выступать в качестве ЕРС-подрядчиков, для рассмотрения возможности их развития с помощью мер господдержки.
— Подготовить информацию для Минэнерго России по критическим технологиям в сфере нефтепереработки, лицензии на которые вынужденно закупаются у иностранных компаний из-за отсутствия российских аналогов.
— Содействовать Минпромторгу России в подготовке перечня нефтегазового оборудования, которое необходимо освоить на российских предприятиях. Направлять в Минпромторг России отзывы о работе российских промышленных компаний.
— Принять участие в опросе для формирования ежегодного рейтинга поставщиков оборудования в отдельных сферах нефтепереработки. Объединить имеющуюся информацию о российских поставщиках и организовать обмен информацией о надежности партнеров для удаления с рынка недобросовестных поставщиков.
Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353