Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Александр Варлахов: Перспективно развивать небольшие производства, оснащенные высокопроизводительным современным оборудованием

27.02.2013

На вопросы нашего корреспондента ответил директор по маркетингу группы компаний «Каспийская энергия» Александр Геннадьевич Варлахов.
 
– Александр Геннадьевич, почему наша промышленность так скромно участвует в проектах на Сахалине и в Баренцевом море?
– Непростой вопрос. Чтобы на него ответить, нужно рассмотреть несколько аспектов. Например, проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» реализуются в рамках соглашений о разделе продукции, подписанных в 1995 и 1994 годах, и лидирующие позиции в консорциумах, занимающихся освоением месторождений, занимают или занимали иностранные компании. На момент их старта, в России не было опыта реализации крупных оффшорных проектов. Мы просто не могли предложить комплексные инженерные решения, сразу учтя возможность реализации проектов на российских производственных мощностях.
Идеология освоения месторождений, проектирование объектов инфраструктуры и технических средств по обустройству, методология морских операций по установке и пуско-наладке – все эти задачи решали иностранные компании с учетом собственного опыта, налаженных связей с производителями оборудования и знаний о производственных мощностях иностранных верфей.
Да, в тот момент российские судостроительные заводы переживали не лучшие времена, но производственный потенциал еще сохранялся. Предстояло организовать систему управления производством и систему качества, соответствующие стандартам западных компаний, а также провести модернизацию мощностей, чтобы производить отгрузку крупногабаритных и тяжеловесных объектов. За период разработки инженерной документации и начала закупочной кампании подготовить производство было вполне возможно, но для этого должна быть изначальная установка на максимальное задействование российских предприятий.
Пример мобилизации производственной площадки – возведение гигантского сухого дока в Находке с целью строительства опорных оснований для платформ проекта «Сахалин-2». Однако все ограничилось только доком, без серьезных инвестиций в другие производственные мощности.
На мой взгляд, схема реализации проекта с привлечением российских производителей предельно проста: есть планы по освоению, известны параметры месторождения, предварительная концепция, описывающая объекты обустройства. Исходя из этой информации, просчитываются возможности российских производств и распределение работ по площадкам. Но все это следует изначально закладывать в идеологию проекта.
Страны, реализующие на своих шельфовых территориях проекты по обустройству морских месторождений, предусматривают наличие локального содержания, что не только приносит прибыль в виде налогов от своих компаний, но и выражается в виде освоения новых технологий, подготовки квалифицированных рабочих и инженеров.
Необходимо отметить, что в проекты на дальнем востоке и для северных морей можно вовлекать производства из разных регионов. Приведу в пример нашу компанию. У нас есть опыт участия в Сахалинском проекте – были изготовлены и отправлены в Находку около 2500 тонн металлоконструкций механического насыщения гравитационных оснований для проекта «Сахалин-2». Кроме того, мы изготовили около 2500 тонн металлоконструкций технологических модулей и трубной обвязки для комплекса освоения Варандейского месторождения в Восточной Сибири.
Что касается инженерного дивизиона группы компаний, география его деятельности не ограничена узкими рамками – наши инженерные бюро так или иначе вовлечены во все крупные шельфовые проекты, которые реализуются или планируются к реализации в России. Производственные мощности нашей компании сосредоточены в Каспийском регионе, и транспортировка полностью собранных платформ или других крупногабаритных конструкций по внутренним водным путям исключена. Но возможен вариант транспортировки объектов отдельными блоками с последующей сборкой на месте.
Сейчас мы строим для Каспийского моря самоподъемную буровую установку из блоков, которые были изготовлены в Арабских Эмиратах и доставлены на нашу верфь для сборки. По контракту в объем работ компании входит изготовление части конструкций СПБУ, сборка корпуса в объем, установка всего палубного оборудования и опорных колонн, а также последующая пуско-наладка и испытания.
Как я уже сказал, вполне возможна и обратная схема, когда изготавливаются отдельные блоки, которые затем отправляются на окончательную сборку в другой регион. Такой вариант подойдет любой российской производственной площадке – вопрос в себестоимости производства и выстраивании логистики.
Итак, в большей степени проблема заключается в организации производства на российских площадках, стандартах качества. В то же время не стоит забывать и о такой банальной вещи, как языковой барьер, который, как ни странно, иногда становится серьезным препятствием для подготовки качественных технико-коммерческих предложений. Получая огромные пакеты технической документации на английском языке, специалисты на российских заводах зачастую не могут в достаточной мере ее изучить, что сказывается на качестве подготовки ответов.
Наше развитие – это в первую очередь наше желание идти на рынок и на равных бороться с иностранными конкурентами, совершенствуя собственный процесс управления и производственные возможности.
 
– Каковы перспективы участия нашей промышленности в проектах на нефтегазовом шельфе? В каких секторах это участие может быть более значительным и почему?
– Могу сказать с уверенностью, что в рамках имеющихся планов по освоению шельфовых и наземных месторождений можно серьезно загрузить российское промышленное производство. Крупные судостроительные заводы северо-запада уже приобрели опыт участия в крупных проектах и способны вынести для себя уроки из их реализации. Строится крупная современная судоверфь на Дальнем Востоке, в Каспийском регионе также сосредоточен мощный судостроительный комплекс.
Российской промышленности есть что предложить заказчикам. Машиностроение тоже способно подтянуться и наладить поставку оборудования и комплектующих. Крупные машиностроительные предприятия имеют производственный потенциал. Но, на мой взгляд, более перспективно развивать небольшие производства, оснащенные высокопроизводительным современным оборудованием, на котором можно изготавливать либо уникальные изделия, либо небольшие партии, поскольку в оффшорной индустрии просто отсутствует спрос на большое количество однотипного стандартизированного оборудования.
Естественно, мы должны быть нацелены на строительство платформ под ключ, даже соглашаясь на то, что в ближайшее время сохранится очень большой процент оборудования иностранного производства. Необходимо сосредоточить усилия на еще более важных составляющих – это инжиниринг и управление проектом. Именно эти два фактора оказывают максимальное влияние на проект, и мы должны постоянно наращивать свою компетенцию в этих областях. Думаю, что это тема для отдельной дискуссии, и предлагаю журналу обратить на нее самое пристальное внимание.
 
– Какие меры государственной поддержки промышленных компаний сегодня необходимы для расширения их присутствия на нефтегазовом шельфе?
– Как я уже упоминал, это локальное содержание, т. е. регламентирование государством норм по обязательному выполнению определенного объема работ своими национальными компаниями.
Кроме того, мы должны оценивать не только свой рынок, но и перенести фокус на внешние рынки, где нас, конечно же, не ждут, но куда мы должны стремиться. Вот тут понадобится помощь государства в виде предоставления «длинных» и «дешевых» денег на развитие бизнеса. Это могут быть стартапы в виде небольших инжиниринговых компаний, промышленных производств. Необходимо давать российским компаниям финансовую возможность закупать иностранные технологии и внедрять их на своих производствах.
Немаловажный вопрос – гарантирование обязательств по контракту. Заказчик требует серьезного финансового обеспечения в виде гарантий возврата авансовых платежей и гарантий исполнения обязательств, и в этом случае нужны поручительства от государственного банка или банка, которому будет поручено осуществлять поддержку промышленных компаний.
 
– Каковы перспективы Вашего сотрудничества с компанией «Лукойл»? Разрабатываются ли планы развития сотрудничества с другими нефтегазовыми компаниями?
– У НК «Лукойл» серьезные планы по освоению каспийских месторождений. На очереди освоение пяти крупных месторождений до 2024 года. Сейчас идет активное строительство объектов обустройства месторождения им. В.Филановского. Все платформы строятся в Астраханской области, и мы рассчитываем, что производство платформ для других месторождений «Лукойл» также сосредоточит в нашем регионе. В этом случае судостроительные предприятия отработают технологию строительства и отгрузки, а также сумеют сосредоточить квалифицированные кадровые ресурсы, потребность в которых сейчас очень остро чувствуется в отрасли.
О сотрудничестве с другими нефтегазовыми компаниями мы тоже задумываемся, но все будет зависеть от их инвестиционных планов по вводу месторождений в эксплуатацию. Мы внимательно следим за планами по освоению шельфовых месторождений таких компаний, как «Роснефть», «Итера», «Новатэк». 
 
– В чем плюсы вхождения Вашей компании в ОСК?
– Благодаря вхождению «Объединенной судостроительной корпорации» в акционерный капитал Группы компаний, мы стабилизировали наше положение. Компания в полной мере прочувствовала кризис 2008–2010 годов, когда структура компании и численность персонала были оптимизированы под крупные проекты, реализация которых, к сожалению, отложилась на более поздние сроки. Благодаря поддержке ОСК мы смогли не только удержаться на рынке, но и получить крупные заказы, над реализацией которых сейчас работаем.
 
– Будет ли компания участвовать в проектах в Баренцевом море и на Сахалине?
– Мы готовы подключаться к любым проектам, в рамках которых сможем реализовать свой инженерный, управленческий и производственный потенциал. Удаленность от этих регионов не станет серьезным препятствием для их реализации. С уверенностью можно сказать, что сейчас мы готовы продолжать нашу политику по выполнению сложных комплексных проектов начиная со стадии проектирования и заканчивая пуско-наладкой в море.
 
 
Справка
ОАО «Группа компаний «Каспийская Энергия» (CNRG Group) создана в 2006 году. Ключевыми направлениями деятельности являются проектирование, строительство и установка в море технических средств для освоения морских нефтегазовых месторождений.
Группа компаний «Каспийская Энергия» – российский подрядчик, работающий на условиях EPCI: Проектирование/Engineering, Закупки/Procurement, Строительство/Construction, Морские операции/Installation/.
C августа 2011 года ОАО «Группа Каспийская Энергия» контролируется ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».
 
Россия, 414018, Астрахань, ул.Адмирала Нахимова, 60
тел.:   +7 (8512) 61-49-17
факс: +7 (8512) 61-49-01
 
Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353