Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Дмитрий Халев: Поставщики продукции для естественных монополий – это закрытый клуб

29.08.2012

 
На вопросы нашего корреспондента отвечал Заместитель генерального директора по маркетингу ОАО «НП «Подольсккабель» Дмитрий Всеволодович Халёв.
 
Кабельная продукция, наряду с трубами, является важнейшей позицией в структуре закупок нефтегазового комплекса. Расскажите о ситуации на этом рынке. Какие основные игроки здесь работают, и как разделен рынок?
– Все кабельные заводы, официально распространяющие свою продукцию на территории России и СНГ, входят в Ассоциацию «Электрокабель», а это около 67 предприятий. Еще со времен плановой экономики Советского Союза заводы имели определенную специализацию по назначению ассортимента кабельной продукции и регионам сбыта. Поэтому отечественных предприятий, целенаправленно выпускающих специфическую продукцию для нефтедобывающих предприятий не так уж много. Среди них «Кавказкабель», «Росскат», «Подольсккабель», заводы холдинга «Кабельный альянс» («Уралкабель» и «Сибкабель»), «Камкабель», «Татнефть-Кабель» и предприятия, желающие выйти из «подполья» – «Элкап» и «Алмаз».
При емкости рынка нефтепогружного кабеля около 55–60 тыс. км в год мощности заводов задействованы лишь на 60–80%. Поэтому данный сегмент рынка испытывает превышение предложений над спросом, что вызывает острую конкуренцию среди производителей.
Конкурентная борьба в первую очередь выражается в стремлении максимально удовлетворить пожелания потребителей в части технических требований и предоставлении наиболее полного ассортимента марок и размеров нефтепогружного кабеля. Второй фактор – ценовые войны, которые негативно влияют как на производителей, так и на потребителей. Нефтепогружной кабель – та продукция, где важно сохранить баланс между соблюдением требований конструкции, технологии и конкурентоспособной ценой. Стремление производителя снизить цену для получения заказа приводит к применению более дешевых, соответственно, менее качественных материалов, уменьшению количества этих материалов в кабеле, исключению из процесса изготовления некоторых технологических операций (зачастую операционный контроль и испытания).
В итоге производитель нарушает закон, поскольку нефтепогружной кабель должен соответствовать требованиям государственного стандарта; недополучает прибыль, что не дает предприятию развиваться в дальнейшем; несет дополнительные затраты на замену несоответствующей продукции. У потребителя снижается показатель наработки на отказ ЭЦН, что приводит к сверхнормативному простою оборудования и дополнительным расходам на устранение дефектов. Потребитель выставляет штрафные санкции производителю. Как говорится, скупой платит дважды. Четкого разделения по поставкам нефтепогружного кабеля инефтедобывающим компаниям не существует. Имеет место определенная ротация поставщиков по нефтедобывающим предприятиям. Тем не менее, у нас есть постоянные партнеры. «Подольсккабель» является одним из основных поставщиков ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» и ТНК–ВР.
 
Есть ли какие-то особенности в работе с естественными монополиями? В чем отличия в работе с компаниями «Газпром» и «Транснефть»?
– При работе с естественными монополиями, такими как «Газпром» и «Транснефть», особенность только одна – монополисты нуждаются в большом количестве кабельной продукции, но при этом диктуют поставщикам жесткие, не подлежащие изменению условия. Поставщики продукции для естественных монополий – это закрытый клуб, где не всегда рады видеть непосредственного производителя продукции. Чаще там присутствуют посредники, являющиеся конечным звеном в длинной цепочке от производителя до потребителя. Логически это объяснимо: поскольку ни один завод не может полностью закрыть потребность по ассортименту кабельной продукции, то потребитель привлекает фирму, выполняющую это требование. Ведь работать с одним поставщиком проще, чем с несколькими.
Естественные монополии жестко диктуют свои требования – это отсрочка платежа за поставленную продукцию до 90 дней, жесткие сроки поставки, штрафные санкции. Все эти требования справедливы, за исключением сроков оплаты. При отсрочке в 90 дней предприятие получит возмещение своих затрат и плановую прибыль только через 5 месяцев с учетом времени на закупку материалов, технологической длительности изготовления и времени на доставку. С вступлением в действие Федерального Закона 223-ФЗ «клубный» характер закупок прекращается. Однако и здесь монополии нашли выход – лоты составляются таким образом, что ни один завод-производитель самостоятельно участвовать не может; снова «зеленый свет» посредникам.
 
Как Вы относитесь к созданию в Тюмени СП по производству кабеля для погружных насосов?
– Производство кабеля с освинцованной оболочкой было очень актуально лет 10 назад, когда остро чувствовался дефицит этой продукции. Сейчас изготавливать освинцованный кабель могут многие отечественные заводы – «Борец» в г. Кургане, «Камкабель», готов к выпуску «Росскат». Также на российском рынке присутствуют представители всех зарубежных производителей. По моему мнению, в назначенный срок завод запущен не будет. Срок сдвинется примерно на год, и связано это будет с коллизиями российского бизнеса, что не учитывают иностранцы.
Освинцованный нефтепогружной кабель – очень материалоемкое изделие. Доля материалов в цене не менее 80%. Поэтому локализация при изготовлении данного типа кабелей не приведет к существенному снижению цены. При этом цена может увеличиться, поскольку при изготовлении кабеля в основном используются импортные материалы. Нет никакой гарантии, что таможенные пошлины на материалы будут ниже, чем на сам кабель. Также можно прибавить стоимость доставки импортных материалов в Сибирь. Целесообразней было бы организовать СП на профильном кабельном предприятии, расположенном в Европейской части России.
 
Насколько опасна конкуренция со стороны иностранных поставщиков? Кто это Китай, Европа, США?
– Конкуренция со стороны иностранных производителей всегда опасна. В условиях вступления России в ВТО и отсутствия интереса государства развивать и поддерживать отечественного производителя как дамоклов меч повисла угроза уничтожения оставшихся отечественных производителей. Чиновникам все равно, откуда будут поступать налоги – главное, чтобы они были. Это может привести к тому, что лет через 5–10 придется ехать искать работу в Таджикистан.
В настоящее время иностранные производители на рынке нефтепогружного кабеля не оказывают существенного влияния на конкуренцию (за исключением освинцованного кабеля). Серьезную опасность представляет Китай – страна, которая смогла гармонично соединить плановость коммунистического строя с динамичностью развития капиталистического. Учитывая, как китайцы перенимают передовой опыт, устраняют свои ошибки и с большим напором предлагают свою продукцию, можно спрогнозировать, что в ближайшее десятилетие доля закупок оборудования китайского производства нефтедобывающими предприятиями может достичь 20%.
 
– Какие пожелания к покупателям кабельной продукции? Как можно сделать работу более эффективной?
– Безусловно, надо уважать друг друга. К сожалению, компетенция и техническая грамотность сотрудников существенно снизилась как у производителя, так и у потребителя. Поэтому очень часто возникают неприятные ситуации из-за недопонимания сторон. Одни и те же требования сотрудниками производителя и потребителя трактуются по-разному – вот и возникают разногласия. Поэтому надо встречаться, неформально общаться, обмениваться мнениями. В последнее время уже стали традиционными встречи поставщиков нефтегазового оборудования с руководителями и профильными специалистами ТНК-ВР и «Славнефть». ОАО «НП «Подольсккабель» тоже всегда открыто для общения. Мы готовы показать процесс производства нефтепогружного кабеля и ответить на все интересующие вопросы.
 
Справка
ОАО «НП «Подольсккабель» осуществляет производство и реализацию кабельной продукции более 70 лет.
 
Россия 142103, Московская область, Подольск, Бронницкая ул., 11
Телефон: (495) 502-78-83;
Факс: (495) 502-78-92

 

9-я международная выставка "EXPO-RUSSIA KAZAKHSTAN" и 7-ой Алмаатинский Бизнес-Форум
Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353