Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Алексей Перескоков: импортные краны не приспособлены для передвижения по российскому бездорожью

31.07.2012

ОАО «Челябинский механический завод» выпускает автомобильные, гусеничные и специальные краны. Среди потребителей продукции ОАО «Газпром», АК «Транснефть», ОАО НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Стройгазконсалтинг», ОАО «Стройтрансгаз» и другие отраслевые компании. Мы беседуем с генеральным директором ОАО «ЧМЗ» Алексеем Константиновичем Перескоковым.
 
– Алексей Константинович, кто является основными игроками в России на рынке мобильных кранов, и какова доля рынка вашего предприятия?
– Сначала немного истории для понимания современной ситуации. До кризиса 2008 года более десятка российских производителей специальной грузоподъемной техники серийно выпускали автомобильные краны. В 2008 году в России было произведено более 6200 автокранов грузоподъемностью от 14 до 100 тонн. Производители рассчитывали на постоянный рост заказов, однако грянул кризис. Минимального значения объем производства кранов достиг в 2009 году: для каждого предприятия в среднем спад составил 85-90% от докризисного уровня. Практически сразу стало понятно, что выживут в этой ситуации сильнейшие игроки на рынке. В 2009 году только три завода продолжили свою работу, периодически останавливая свои конвейеры. Через год пять заводов, расположенные в городах: Челябинск, Иваново, Камышин, Галич и Клинцы вошли в полноценный рабочий ритм, ежемесячно наращивая объемы производства.
Сегодня на долю ведущих российских марок автокранов («ЧЕЛЯБИНЕЦ», «Ивановец», «Клинцы» и «Галичанин») приходится более 95% объема выпускаемых в России автомобильных кранов. Остальные заводы существенно сократили либо прекратили выпуск автокранов, развивая другие сферы бизнеса; не имеют постоянного потока заказов и, соответственно, серийного объема производства; испытывают финансовые трудности.
За 2011 год пятью ведущими заводами было произведено более 3700 кранов, что на 39% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом наибольший количественный рост производства показал ОАО «ЧМЗ»: плюс 80,6% по отношению к 2010 году.
При этом не стоит забывать о соответствующих изменениях доли рынка. Борьба за лидерство и передел сфер влияния разворачивается как в сегменте вездеходных автокранов, так и шоссейных. Ситуация на рынке кранов грузоподъемностью 25 т такова: ежемесячно в России производится более 250 таких кранов, что составляет 75% рынка. Темп роста производства автокранов 25 т на вездеходных шасси в 2011 году оказался выше шоссейных. Соответственно, и доля кранов на шасси с колесной формулой 6х6 выше и составляет около 55–60% от общего рынка 25-тонников. Эта тенденция сохраняется и в 2012 году.
Проходимость крана имеет первостепенное значение при его эксплуатации в условиях бездорожья и труднопроходимого снежного покрова. Поэтому сегодня заказчики кранов предпочитают полноприводные автомобильные шасси. Спрос на автокраны грузоподъемностью 25 т на дорожных шасси стабилен и составляет примерно 40% от общего объема выпуска автокранов данной грузоподъемности со стандартной длиной стрелы.
Доля автокранов ОАО «ЧМЗ» грузоподъемностью 25 т с длиной стрелы до 22 метров на вездеходных шасси составляет более 25%. Принимая во внимание географическую близость к АЗ «УРАЛ», каждый третий кран на шасси УРАЛ-4320 на этом рынке – это «ЧЕЛЯБИНЕЦ». На шасси КАМАЗ с колесной формулой 6х6 ситуация абсолютно другая. До начала 2010 года только Галичский и Клинцовский заводы серийно производили автокраны на шасси КАМАЗ-43118 и делили этот сегмент рынка между собой. В 2010 году Челябинский механический завод представил новую модель КС-45721-24 грузоподъемностью 25 т на шасси КАМАЗ-43118. Потребители оценили эту новинку, и сегодня доля ОАО «ЧМЗ» на этом рынке составляет 19%.
Челябинский механический завод по праву является одним из лидирующих предприятий по разработке и производству автокранов на вездеходных шасси. Нам удалось смонтировать крановую установку КС-55733 грузоподъемностью 32 т на трехосное полноприводное шасси УРАЛ-4320, а впоследствии и на шасси КАМАЗ-43118. Эта уникальная разработка до сих пор не имеет аналогов в мировом краностроении. Доля таких кранов ежегодно увеличивается, вытесняя менее проходимые и неповоротливые краны конкурентов.
 
– Какие основные изменения в конструкции крана произошли за последние три года?
– Существенные изменения внесены в конструкцию стрелового оборудования. Теперь стрела производится из гнутого профиля сложной формы, благодаря чему напряжения равномерно распределяются по всей ее длине, а рывки и удары во время работы крана воспринимает только стрела, а не весь кран в целом. Использование схемы телескопирования секций одним гидроцилиндром и системой полиспастов позволило снизить массу стрелы и улучшить грузовые характеристики. Кран стал более устойчивым при передвижении в сложных дорожных условиях. Усилено основание корневой секции. Новая грузовая лебедка, компактная и легкая, с планетарным редуктором и дисковым тормозом закрытого типа обладает широким диапазоном скоростей и не зависит от климатических условий. Она способна работать в условиях длительных нагрузок без потери эксплуатационных качеств. Все это повысило надежность крановой установки.
Усилен способ крепления нижней рамы и шасси, что исключает вероятность поломки, в том числе и при передвижении по бездорожью. Изменение точек крепления снизило нагрузку на раму шасси.
Воротниковое усиление шахт выносных опор способствует снятию напряжений и устраняет повышенный прогиб металлоконструкции относительно опорной поверхности, и кран не проседает во время работы.
Гидравлическая разводка стала более компактной, применение РВД с импортными резиновыми шлангами большей прочности с меньшим наружным диаметром позволило уменьшить радиусы загибов при монтаже. Наконечники РВД имеют повышенную чистоту и точность изготовления сопрягаемых поверхностей. Гидроцилиндры обладают 1,5-кратным запасом прочности по отношению к нормативам, что характеризуется повышенным ресурсом элементов. Использование уплотнительных элементов импортного производства позволяет повысить герметичность и износостойкость полостей гидроцилиндров в процессе эксплуатации даже при -500С.
С 2010 года все автомобильные краны «ЧЕЛЯБИНЕЦ» оснащаются комфортабельной теплоизолированной кабиной оператора, которая отличается большей площадью остекления, за счет чего увеличилась обзорность рабочей зоны. Выполненная в современном дизайне, она имеет улучшенную шумо- и гидроизоляцию, эстетичный интерьер, оборудована автономной отопительной системой. По желанию заказчика возможна установка системы управления при помощи джойстиков, которые обеспечивают быстроту, плавность, легкость и точность выполнения крановых операций. Рычаги системы управления теперь расположены сбоку. Достоинством такой системы управления является ее эксклюзивность, удобство эксплуатации и простота обслуживания. Многие специалисты отмечают, что у автокранов «ЧЕЛЯБИНЕЦ» лучшая по дизайну и функциональным возможностям кабина. Более того, она включена в базовую комплектацию. У конкурентов современная кабина оператора крана является дополнительной опцией, стоимость которой достигает 120–145 тысяч рублей.
Кроме того, крановые установки «ЧЕЛЯБИНЕЦ» нового поколения окрашиваются в белый цвет, что придает чистый и красивый внешний вид крану в целом. Исправная и красивая техника не может работать плохо.
 
– Какими преимуществами обладают ваши краны для нефтяников и газовиков?
– Автомобильные краны «ЧЕЛЯБИНЕЦ» пользуются популярностью у организаций нефтегазового комплекса. Нефтяники и газовики приобретают 25, 32 и 40-тонные установки для выполнения широкого спектра работ. Российская особенность применения автокранов – это относительно слабая развитость дорожной инфраструктуры в зоне грузоподъемных (строительно­монтажных и погрузочно-разгрузочных) работ, освоения новых территорий и недостаточная оценка особенностей применения кранов при первичном создании инфраструктуры.
Отмечу основные преимущества автомобильных кранов «ЧЕЛЯБИНЕЦ»:
Во­-первых, грузовысотные характеристики на средних и дальних вылетах выше на 14%, чем у аналогичных кранов такой же грузоподъемности. Во-вторых, уникальная конструкция гуська мембранного типа. Гусек обладает высокой прочностью и жесткостью, а грузовысотные характеристики являются лучшими на отечественном рынке.
Меньшие габариты крана по длине способствуют его маневренности при движении и установке в рабочее положение в ограниченном пространстве. Благодаря применению в конструкции крановой установки «ЧЕЛЯБИНЕЦ» современных материалов и комплектующих, оптимизирована масса крана и снижены нагрузки на оси. Это позволило сохранить высокую проходимость для вездеходных моделей; устойчивость и управляемость крана при передвижении по дорогам общего пользования и мостам с максимальной скоростью 60 км/ч; продлить срок службы элементов шасси и обеспечить эффективность расхода топлива.
Опираясь на инновацию в сфере технологий по эффективности использования и применения кранов, инженерный центр Челябинского механического завода постоянно совершенствует конструкцию серийных кранов. С 2012 года автокраны «ЧЕЛЯБИНЕЦ» могут работать с грузами в круговой зоне 3600, что позволило расширить площадь обслуживания, увеличить производительность кранов, снизило количество перестановок крана на объекте малой площади.
 
– Как вы оцениваете динамику продаж автокранов на нефтегазовом рынке за последние пять лет? Каковы перспективы?
– Ежегодно партия автомобильных кранов «ЧЕЛЯБИНЕЦ» отгружается различным предприятиям нефтегазового комплекса. По мере выхода из кризиса количество заказов данными предприятиями увеличивается. Для удовлетворения нужд потребителей ОАО «ЧМЗ» проектирует и создает новые краны.
Активно предлагается новая модификация уникального крана КС-55733 грузоподъемностью 32 т на вездеходных шасси Урал­4320 и КАМАЗ-43118, которая благодаря своим грузовым характеристикам может заменить два стандартных 25-тонных крана. Первый экземпляр такого крана на шасси УРАЛ-4320 прошел опытную эксплуатацию в 2010 году в компании «Сургутнефтегаз». Были получены положительные отзывы и пожелания по доработке для дальнейшей работы в тяжелейших условиях Крайнего Севера.
Оригинальные конструкторские и технологические разработки сохранили внедорожные качества базовой машины и обеспечили низкую массу крана – 22 т. Нагрузки на оси шасси оптимально распределены для выполнения нормативных требований весового контроля и позволяют передвигаться по дорогам общего пользования и мостам без специального разрешения. КС-55733 «ЧЕЛЯБИНЕЦ» устойчив и легко управляем за счет низкого центра масс. Поворотно-выдвижные опоры обеспечивают четыре варианта установки: полный опорный контур, неполный, два несимметричных – с максимальным выдвижением опор в одну из сторон. Это гарантирует эффективное использование автокрана в стесненных условиях. Зона работы составляет 3600 с сохранением грузовых характеристик. Высокое вывешивание крана позволяет устойчиво работать на неровном грунте или наклонной поверхности. Отличные грузовысотные характеристики достигнуты благодаря трехсекционной стреле из высокопрочной стали S700 и профилю сложной формы. Современная система выдвижения и увеличенная площадь соприкосновения между секциями стрелы позволяет телескопировать груз массой 6 тонн, а также выполнять работы при крайне малых углах наклона стрелы к горизонту.
Возможность изменения угла установки лебедки снижает высоту автокрана до 3 600 мм, за счет чего осуществляется авиатранспортировка. Благодаря компактным габаритам возможна доставка на удаленные объекты по железной дороге без снятия кабины оператора.
Для КС-55733 доступно большое количество вариантов исполнений по концепции «Индивидуальный кран ЧЕЛЯБИНЕЦ». Это монтаж систем навигации, охраны и контроля расхода топлива, специальная окраска, установка дополнительных отопителей и подогревателей, утепление кабин, отсека аккумуляторных батарей, элементов топливной системы и многое другое. Для вахтовой работы в условиях Крайнего Севера можно заказать кран с дополнительным топливным баком объемом 210 л и кабиной шасси со спальным местом. Данная комплектация автомобильного крана позволяет увеличить его пробег до 1 000 км без дозаправки и обеспечить комфортный отдых оператора.
В 2011 году в соответствии с техническими требованиями ОАО «Газпром», Челябинский механический завод спроектировал и изготовил кран-снегоболотоход КС-55733Б грузоподъемностью 32 т, предназначенного для строительства и обслуживания магистральных газопроводов в условиях абсолютного бездорожья и Крайнего Севера.
Для эффективного выполнения грузоподъемных работ в труднодоступных местах крановая установка КС-55733Б «ЧЕЛЯБИНЕЦ» монтируется на шасси внедорожного вездеходного транспортного средства КМП с колесной формулой 8х8. Крупногабаритные шины низкого давления 28,1R26 позволяют легко передвигаться по грунтам со слабой несущей способностью – снежной целине, сыпучим пескам, болотам II типа, а также обеспечивают сохранность растительного покрова тундры – ягеля, для восстановления которого требуется несколько десятилетий.
Полноприводное шасси КМП оснащено спальным местом для отдыха водителя, централизованной системой смазки, дополнительными топливными баками для движения без дозаправки и технического обслуживания по дорогам с неразвитой дорожной инфраструктурой и бескрайним просторам тундры. При эксплуатации крана­снегоболотохода при низких температурах предусмотрен «северный пакет», включающий в себя утепление и усиленные отопители кабин шасси и оператора крана, предпусковой подогреватель мощного 400-сильного двигателя, утепление и подогрев топливной системы и аккумуляторных отсеков. На транспортных колесах 12.00R20 КС-55733Б «ЧЕЛЯБИНЕЦ» имеет габариты, позволяющие движение по всем видам дорог общего пользования без оформления разрешения на «негабарит».
Кран­снегоболотоход «ЧЕЛЯБИНЕЦ» обладает оптимальными грузовысотными характеристиками, обеспечивает плавный подъем/опускание и монтаж трубы в траншею (котлован) глубиной до 5 метров, а также погрузку/разгрузку трубы на прицеп-плетевоз при схеме строповки за торцы. Стрела нового поколения, изготовленная из высокопрочной стали S700 и большой опорный контур позволяют устойчиво удерживать груз в подвешенном положении на дальних вылетах при крайне малых углах наклона стрелы к горизонту на влагонаполненных грунтах.
Специалисты нефтегазовой отрасли смогли оценить кран КС-55733Б на 16-ой международной выставке «Сургут. Нефть и Газ-2011». Эксперты единогласно признали новый кран-снегоболотоход «ЧЕЛЯБИНЕЦ» победителем в номинации «Современное транспортное оборудование, услуги и технологии для нефтегазовой промышленности». Это стало возможным благодаря реализованному комплексу оригинальных технических решений, часть из которых запатентована и является ноу­хау коллективов разработчиков шасси и крановой установки.
Перспективная разработка 2012 года, которая будет интересна нефтегазоперерабатывающим предприятиям, – крановая установка КС-55732 грузоподъемностью 25 т с четырехсекционной стрелой длиной 28,1 метра, которая может монтироваться как на вездеходные шасси Урал­4320, Камаз-43118, так и на дорожные – КАМАЗ-65115, МАЗ-6303. «Автокран новых высот», именно так мы назвали свой продукт, обладает оптимальными грузовысотными характеристиками и может комплектоваться легким гуськом мембранного типа длиной 7 метров, который перевозится на кране без превышения нагрузок на оси шасси. В кране применяется современная система телескопирования: 1 гидроцилиндр и система полиспастов, что позволяет синхронно телескопировать секции стрелы с грузом на крюке массой до 6 т. Увеличенный опорный контур позволяет производить грузоподъемные операции в рабочей зоне 3600 при крайне малых углах наклона стрелы к горизонту с оптимальными грузовыми характеристиками.
 
– По вашим наблюдениям, какую долю на рынке занимают автокраны западного и китайского производства? В чем их положительные и отрицательные стороны?
– В посткризисный период заметно вырос спрос на продукцию промышленного назначения, машины, оборудование, на доступность кредитных и лизинговых инструментов, реализацию инвестиционных программ. На этом фоне наблюдается стремительный рост отечественного производства автомобильных кранов.
Однако существует и рынок импортных кранов, как новых, так и бывших в эксплуатации. Их доля не превышает и 12%. В основном это производители из США, Германии и Китая. Сегодня китайские краны составляют более 50% импорта, а это чуть более 200 единиц в год. Если сравнивать с объемами производства на отечественном рынке, то у производителей из Китая всего 6%.
Ввезенная из-за рубежа грузоподъемная техника имеет свои положительные стороны, однако недостатки тоже присутствуют, и они весьма значительны. Помимо цены основной недостаток импортных кранов – это большая масса и габаритные размеры, которые затрудняют движение по дорогам общего пользования. Зарубежные автомобильные краны имеют очень маленький клиренс, то есть они не приспособлены для передвижения по российскому бездорожью. Кроме того, отечественные краны могут работать в условиях низких температур (до -400С), а импортные аналоги – лишь до -150С. Поэтому краны «ЧЕЛЯБИНЕЦ» достаточно уверенно чувствуют себя на рынке.
– Помимо автомобильных кранов, какую еще продукцию может предложить завод для нефтегазового комплекса?
– Челябинский механический завод – единственное предприятие в России, серийно выпускающее гусеничные дизель-электрические краны ДЭК. В январе 2012 года ОАО «ЧМЗ» отпраздновал свой 70-летний юбилей. За этот период заводом выпущено более 10 тысяч гусеничных кранов, которые экспортированы в десятки стран мира. В ДЭКах реализованы современные инженерные решения, позволяющие расширить сферу применения и обеспечить высокую конкурентоспособность продукции на рынке. Преимущества гусеничной техники ОАО «ЧМЗ» по достоинству оценили потребители: ДЭКи возводят строительные объекты и участвуют в крупных инвестиционных проектах в более чем 20 регионах России и СНГ. Среди заказчиков наших гусеничных кранов: ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Надымгазпром», ООО «Уренгойгазспецмонтаж», ОАО «Арктикнефтегазстрой», ООО «Стройнефтегаз Альянс», ЗАО «Нефтемонтажспецстрой», ООО «Стройтрансгаз-М», ЗАО «Трест Ямалстройгаздобыча», ТОО «Нефтетрансстрой & К» и многие другие.
Оригинальным решением гусеничных кранов ОАО «ЧМЗ» является тиристорное управление с пропорциональным (бесступенчатым) регулированием скоростей механизмов в широком диапазоне, которое позволяет кранам выполнять ответственные работы с жесткими требованиями к процессу монтажа.
Применение уникальной запатентованной конструкции стрелового оборудования мембранного типа обеспечивает конкурентное преимущество в грузовых характеристиках, особенно при работе с дополнительным стреловым оборудованием. Металлоконструкции крана выполнены из типовых материалов, которые обеспечивают надежность при максимальных нагрузках и сохранение прочностных свойств при низких температурах.
Модульная конструкция и широкая номенклатура дополнительного стрелового оборудования позволяет подобрать оптимальные базовые параметры крана (грузоподъемность, вылет, высота подъема) под конкретные задачи заказчика. Основная стрела может удлиняться за счет вставок, а также оснащаться жестким гуськом со второй крюковой обоймой для ускоренного подъема небольших грузов, например, до 10 т. Выполняя операции вблизи высотных сооружений, рекомендуется применять маневровый гусек (башенно­стреловое оборудование), который обеспечивает в таких условиях широкую зону работы.
Расширение сферы применения гусеничных кранов ДЭК достигается за счет навесного оборудования:
– гидравлического и дизельного молота с массой ударной части до 5 тонн для забивки железобетонных, металлических свай и шпунтов;
– подвесного молота для работ над водной поверхностью;
– гидравлического вращателя для сооружения буронабивных свай диаметром до 500 мм и длиной до 10 м;
– грейфера 2,5 м3 для перемещения сыпучих грузов, например, угля;
– электромагнита для перегрузки материалов, заготовок или изделий в металлообрабатывающем производстве.
Важнейшим преимуществом дизель-электрических кранов ДЭК остается широкий температурный диапазон эксплуатации и быстрая готовность к работе в сложных климатических условиях как при низких температурах (от -40°С), свойственных северным территориям, так и при высоких температурах (до +60°С) в тропиках.
Функция работы от внешней электрической сети позволяет сэкономить до 25% затрат на топливо, а система динамического регулирования мощности снижает нагрузку на электрическую сеть в зависимости от выполняемых операций. Легкость переключения режимов питания делает кран гибче и мобильнее.
В конструкции крана реализована система раздвижения гусеничных балок и аутригеры для перевода в транспортное положение и обратно. Несъемная комфортабельная кабина и телескопируемая портальная группа обеспечивают компактные габариты.
Челябинский механический завод, обладая уникальным опытом в проектировании и изготовлении гусеничных кранов, создает грузоподъемную технику с учетом современных требований. Гусеничные краны ДЭК отвечают тенденциям развития грузоподъемной техники в России и обладают высокой технической конкурентоспособностью по отношению к образцам мировых производителей.
ОАО «ЧМЗ» может на своем опыте утверждать, что в современных условиях жесткой конкуренции побеждают компании, которые владеют эффективными методами и технологиями управления.

 


 

 

Россия, 454119, г. Челябинск, Копейское шоссе, 38
Тел. +7 (351) 259 -93-26, 259-93-05
E-mail:
sdep@cmz.ru; export@cmz.ru
www.cmz.ru" target="_blank">www.cmz.ru

 

 

Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353