Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Евгений Загородний:
Предприятия ОСК полностью готовы к освоению шельфа

31.10.2015

«Объединенная судостроительная корпорация» – это 80 % всех судостроительных проектов в России. ОСК объединяет лучшие судостроительные, судоремонтные предприятия и проектные бюро. О сегодняшнем дне корпорации в гражданском судостроении нам рассказал вице-президент по гражданскому судостроению Евгений Николаевич Загородний.
 
– Евгений Николаевич, какую роль играет для корпорации гражданское судостроение?
– Весьма значимую. Хотя, конечно, в настоящий момент объемы данного производства меньше, чем по гособоронзаказу, – где-то порядка 15-20 процентов от общего оборота ОСК и предприятий, входящих в ее состав. Но эта цифра не является дискретной на длительную перспективу. Мы ставим перед собой задачу нарастить объем гражданского судостроения, сопоставимый с объемом по гособоронзаказу, согласно объявленным планам по модернизации и перевооружению флота. Если мы и не достигнем паритета, то, по крайней мере, будем к нему стремиться.
 
 – Одно из направлений гражданского судостроения – это строительство объектов для нефтегазового комплекса. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
– Приведу пример конкретного проекта. Это завершение строительства ледостойкой платформы ЛСП-1 для освоения ОАО «ЛУКОЙЛ» месторождения имени Филановского в акватории Каспийского моря. Это порядка двенадцати квадратов разведанных и предназначенных для разработки месторождений, что закреплено лицензионными соглашениями. Месторождение расположено недалеко от уже эксплуатируемого «ЛУКОЙЛом» месторождения имени Корчагина. По контракту в задачу ОСК входит строительство бурового комплекса – основного технологического звена во всем комплексе. Другие компании в рамках контрактов с «ЛУКОЙЛ» строят объекты вспомогательного назначения: жилые модули, райзерный блок, ЦТП, зонально – ЛСП. Платформа уже выведена в море, и по графику начаты пусконаладочные работы. Запланировано приступить к бурению в декабре текущего года и завершить пусконаладку с выводом на промышленную эксплуатацию во втором квартале 2016 года. Одновременно «ЛУКОЙЛ» продолжает проработку технологического освоения месторождений. Объявлен конкурс, в котором мы хотим принять участие, подав заявку на изготовление блок-кондуктора, который станет связующим технологическим звеном между месторождениями Филановского и Корчагина. Кроме того, мы производим сложный комплекс речного оборудования для «Газпром нефти» и «Совкомфлота». Предприятия ОСК строят суда ледового обеспечения (аварийно-спасательные, ледокольный флот) для работы на Арктическом шельфе и на Сахалине. Хочу еще напомнить об уникальном опыте, полученном ПО «Севмаш» при строительстве и успешной пуско-наладке буровой платформы «Приразломная». Кстати говоря, ОСК строит не только добывающую морскую технику, но и транспортную. Нижегородская верфь «Красное Сормово» буквально как пирожки печет танкеры класса «Волго-Дон макс» по  проекту RST27. Наконец, и это уже опять шельфовая тематика, наши предприятия Северо-западного «куста» динамично исполняют и получают заказы по ледоколам. В этом году как раз был заключен контракт на строительство портового ледокола для проекта «Ямал СПГ».
 
– У ОСК огромный опыт и потенциал по строительству судов ледового класса. Поделитесь подробностями.
– Ледокольный флот – по крайней мере суда двойного назначения и неатомные, которые мы сейчас выпускаем в рамках контрактов, – предназначен для нужд Росморпорта, который обеспечивает бесперебойную эксплуатацию портовых сооружений в зоне своей ответственности. В 2015 году был поднят флаг на ледоколе «Балтика» с инновационными характеристиками. Так называемый ассиметричный угол наклона передней части корпуса, в отличие от обычных ледоколов, благодаря использованию современных винто-рулевых колонок позволяет при нормальной ширине корпуса 20 метров предоставлять сопровождаемым судам зону прохода до 60 метров. Ледокол прошел ледовые испытания в самых тяжелых северных условиях и показал полное соответствие заявленным характеристикам. Заказчики были полностью удовлетворены его качеством. В настоящий момент согласно договору с Росморпортом достраиваются три дизель-электрических ледокола стратегического назначения мощностью 16 МВт каждый. В рамках выставки «Нева» 23 сентября состоялась церемония поднятия флага  на ледоколе «Владивосток», на котором завершены ходовые испытания. Два других ледокола с интервалом в три недели будут предоставлены для прохождения испытаний и окончательно сданы заказчику в этом году. Не буду подробно останавливаться на атомных ледоколах. Скажу только, что в рамках работы с атомным флотом и Росэнергоатомом мы строим плавучие атомные электростанции. Два ледокола находятся на стадии строительства, третий планируется заложить в следующем году. Соответственно, мы будем тесно взаимодействовать с нашими партнерами: научно-производственным комплексом «Крыловский государственный научный центр», иностранными коллегами, специалистами по работе в условиях Арктического шельфа.
 
– «ЛУКОЙЛ» в принципе сейчас удовлетворен сроками и качеством работ?
– Cогласованный всеми сторонами график работ полностью подтвердил президент «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов в интервью «Ведомостям». Судя по его словам, можно считать, что да. Такая оценка подтверждалась президентом «ЛУКОЙЛа» и на последних наших встречах. На них, кстати, мы обсуждали планы по дальнейшему сотрудничеству, например, в проектах в Калининградской области.
 
– Евгений Николаевич, расскажите о возможностях компании по программе освоения шельфа.
– Без лишней скромности скажу, что они безграничны. На самом деле ограничением могут стать только реальные возможности потенциального заказчика и программы по долгосрочному освоению углеводородного сырья, поскольку речь идет, прежде всего, об этом. Предприятия ОСК полностью готовы к освоению.
 
– То есть ОСК может удовлетворить любые потребности заказчика?
– Что касается флота ледового назначения, то да, любые. Небольшое исключение – продукция в части нефтегазодобывающего оборудования, подпадающая под действие санкций, что не относится непосредственно к компетенции ОСК. Для этого требуется отдельное согласование технических параметров и условий с конкретным заказчиком.
 
– Охарактеризуйте, пожалуйста, научно-техническую базу компании.
– Мы опираемся, прежде всего, на предприятия научно-проектного комплекса, которые входят в состав ОСК и расположены в Санк-Петербурге. ЦКБ «Айсберг», например. КБ «Вымпел» – в Нижнем Новгороде, в Севастополе – ЦКБ «Коралл», которое с советских времен остается монополистом в проектировании платформ любого назначения, использующихся в акваториях как южных морей, так и арктических. Их опыт в настоящее время доказывает свою абсолютную конкурентоспособность. Есть у нас и разработки на перспективу. Наши коллеги недавно выступили с докладом в Фонде перспективных исследований. Как его активный участник, ОСК занимается формированием технологической платформы инновационного судостроения, развитием с прицелом на будущее по научно-технологической инициативной платформе MariNet. Агентством стратегических инициатив разработана специальная «дорожная карта», в которой предусмотрено строительство подводных добычных комплексов, максимально автоматизированное освоение подводных месторождений. В принципе, все эти задачи ОСК по силам. Хотя на первый взгляд наши предприятия не имеют к этому отношения, но в любом случае это освоение акватории мирового океана в тяжелых ледовых условиях. В этом плане наблюдается определенное движение вперед. В рамках Восточного экономического форума обсуждалось повышение единичной мощности ледокольного флота для нужд Атомфлота, с регулярными проходами по Северному морскому пути, поскольку это зона особого внимания и правительства, и коммерческих структур. Я принимал участие в специальной сессии по Северному пути. И собственно говоря, задачи, которые ставятся операторами прохода, заключаются прежде всего не столько в повышении класса судов (в этом плане были заделы и инновации и в советское время, и сейчас), а в достаточном количестве единиц флота, чтобы обеспечить планомерный и прогнозируемый караван судов в той нишевой зоне, прежде всего контейнерных перевозок, которая была бы конкурентоспособна на мировом рынке.
 
– В непростой экономической ситуации лизинговые проекты – спасательный круг. Как обстоят дела у ОСК в этом направлении?
– По желанию заказчиков, прежде всего российских судовладельцев, ОСК в тесном сотрудничестве с государственной компанией «Гознак-лизинг» разрабатывает программу расширенного совместного использования готовой продукции в виде судна с привлекательными условиями финансирования, за счет внесения в уставной фонд лизинговой компании дополнительных средств. В портфеле «Гознак-лизинга» много успешно реализованных проектов. Только в этом году подписано порядка пяти контрактов на новые суда, прежде всего для операторов речного назначения (сухогрузы, танкеры). 10 сентября в рамках Международного экономического бизнес-саммита в Нижнем Новгороде состоялся спуск на воду нового грузового танкера, созданного на базе уже существующего RST27, но с дополнительными конструктивными характеристиками, позволяющими перевозить любые фракции жидких грузов опасного назначения. Это тоже был один из контрактов с «Гознак-лизингом». В рамках форума «Нева» состоялось подписание нескольких соглашений «Гознак-лизинга» с отечественными судовладельцами. Уже проработаны контрактные условия размещения заказов на строительство судов на предприятиях «Объединенной судостроительной корпорации». Кроме того, есть пожелание правительства восстановить судоходную базу пассажирских судов, что без лизинга, в общем, тоже невозможно. Данный вопрос в настоящий момент находится в зоне пристального внимания, и мы надеемся на его положительное решение.
 
123242 Россия, Москва, Садовая-Кудринская ул., 11
Телефон: +7 (495) 617-3300
Факс: +7 (495) 617-3400
 
 

 

Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353