Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Камиль Закиров о поставках в России американских буровых долот

13.05.2011

На вопросы корреспондента Prom-oil отвечает исполнительный вице-президент NewTech Services Камиль Закиров.

Вышел пресс-релиз о том, что компании Varel International и NewTech Services объявили о создании совместного предприятия, которое будет называться Varel NTS. В какие сроки планируется построить завод и какова будет его мощность?

Мы надеемся завершить строительство к концу года. Первые работы будут производиться во втором полугодии. До конца года завод будет введен в строй. У нас уже есть земля, сооружения, здания. Ведется ремонт, подготовка. Закуплено оборудование, скоро начнем его монтировать. Процесс уже идет. Проект не на бумаге, он активно претворяется в жизнь.

Окончательно по мощности пока сказать сложно. Будет первая очередь завода, мы ее запустим, начнем производить, продавать. Мы же не можем производить больше, чем будем продавать.

Затем будем развивать завод дальше. Ожидаем, что завод будет производить 20% от глобальной продукции Varel.

Почему мы не привязываем его только к российскому рынку? Нам хотелось бы, чтобы завод был максимально загружен российским рынком, но это будет один из пяти глобальных заводов Varel, и мы очень надеемся, что он в первую очередь будет закрывать не только Россию, но и СНГ, а во вторую – и внешний рынок.

Важно, чтобы у завода был не один рынок сбыта, а несколько, тогда загрузка завода будет стабильной. Рынки динамичны: один активнее в один день, другой – в другой. Если работать только с одним рынком, повышаются операционные риски. Поэтому мы стараемся не замыкать завод только на России, а сделать его более космополитичным. Как я уже сказал, ориентировочно он будет производить 20% продукции компании Varel.

В России ваш основной конкурент – «Волгабурмаш»?

Да, «Волгабурмаш», «Буринтех» и десяток других заводов-производителей, которые сейчас активно развиваются. «Волгабурмаш» – один из крупнейших заводов на рынке. Мы планируем производить долота PDC, то есть с поликристаллическим алмазом, а на этом рынке есть и другие сильные производители, например, уфимский «Буринтех». Мы будем конкурировать со всеми, кто производит алмазные долота.

Но нужно учесть, что рынок алмазных долот в России растет и занимает все большую нишу по сравнению с шарошечными. Если раньше все пользовались только шарошечными долотами, то в последние 10 лет рынок движется в сторону алмазных долот. Шарошечные долота будут занимать меньшую долю рынка. Поэтому и мы движемся в этом направлении.

Какие конкурентные преимущества будут у ваших долот?

В первую очередь то, что завод является частью глобальной сети Varel. Опыт, знания, умения, технологии, которые будут применяться на заводе, получены компанией Varel за долгие годы работы по всему миру. Для технологии строительства долот этот фактор очень важен. Геология и применение долот везде разные, и опыт, набранный глобальной компанией на всех рынках, очень помогает в разработке конкретных долот для конкретных рынков. Даже маленькие месторождения часто требуют специального подхода. У основных российских компаний опыт внутренний, российский. Поэтому первое конкурентное преимущество мы видим в том, что наш завод – часть глобальной системы.

Второе конкурентное преимущество – ежегодно Varel много средств вкладывает в разработку новых конструкций долот. Каждый раз мы производим новые модели. Мы не базируемся на старом долоте, которое пытаемся переделать. Все новые разработки сразу идут в производство.

Третье преимущество – мы строим завод с нуля, и это специально спроектированное современное производство. Там не выпускали раньше, например, велосипеды или долота старого типа, а потом вынуждены были переделывать производство. Завод сразу строится под производство современного долотного оборудования. Мы заранее закупаем специальные станки, специальное оборудование, сразу выстраиваем наиболее эффективную технологию производства.

Следующее преимущество в том, что мы не просто продаем долота – мы продаем услуги. Наши инженеры постоянно работают в поле месте с буровиками, отрабатывают долота. Мы можем очень быстро сделать любое необходимое изменение здесь, в России. Здесь будет все необходимое: и программное обеспечение, и конструкторские разработки и инструменты. Бурим мы, например, в Восточной Сибири, столкнулись с необычной задачей, поняли, что нужно внести изменение в долото. Тут же отсылаем данные инженерам, они тут же проектируют новый вид долота и тут же отсылают его в работу, которая быстро выполняется здесь же, в России. У нас очень быстрый отклик на запрос с месторождения.

Есть целый набор серьезных факторов, которые позволят нам верить, что продукт в целом должен быть успешным, эффективным, конкурентоспособным.

А цена/качество?

Ни за ценой не постоим, ни за качеством. Понятно, что, несмотря на то, что всем нравится ходить в красивой одежде или ездить в дорогих автомобилях, не все могут себе это позволить. Мы хорошо понимаем рынок, на котором работаем, ценообразование. Конечно, это будут долота, которые нефтяник сможет себе позволить. Это не будут заоблачные космические аппараты, красивые, но дорогие. С точки зрения качества некорректно, наверное, заранее говорить, что мы самые лучшие. Мы будем если не впереди планеты всей, то в первом ряду однозначно. Здесь тоже несколько факторов: новый, специально построенный завод, технологии мирового масштаба, контроль качества производства осуществляется самим Varel. Мы совместно гарантируем, что цены будут доступные и реалистичные.

Заказчик сможет купить прямо с завода или вы будете предлагать схемы, например, лизинг?

В последние годы рынок долот движется в сторону того, что люди меньше покупают само долото, а больше покупают услугу. Услуга заключается в том, что специалисты долотной компании приезжают вместе с долотами и, грубо говоря, продают метры проходки долотом, а не само долото. Долота принадлежат нам, а платят за то, что мы бурим. Всем выгодно. Нефтяникам не нужно покупать кучу дорогого железа. Они более гибки в решениях: сегодня они хотят такое долото, завтра понимают, что оно не очень хорошо работает, нужно поменять его на другое.

Долотный сервис и есть тот шаг, который помогает нам работать с заказчиками. В компании хорошо налажен и работает бизнес по долотному сервису. Сейчас мы завозим долота из-за рубежа и оказываем услуги. С конца года мы будем оказывать услуги теми же долотами, но уже произведенными здесь, на территории России.

Какую долю российского рынка вы планируете занять? В какие сроки?

Хороший вопрос с точки зрения человека, который планирует написать интересную статью. Я бы тоже такой задал. С другой стороны, не хочется сейчас «перекукарекать». Мы будем двигаться активно и пытаться занять столько, сколько сможем. Но я не думаю, что мы вырастем в доминирующую силу на рынке. Рынок конкурентный, хороший продукт есть не только у нас. Явно или неявно, заказчик сам регулирует количество игроков на рынке. Заказчику всегда очень не нравится, чтобы кто-то доминировал, хочется иметь выбор. Такой подход хорош, потому что рождает конкуренцию, нормальные цены и хорошее качество.

Мы согласны, что конкуренция действительно рождает качество. Пресс-релиз – первая ласточка того, что будет создаваться такая компания и выпускать долота в России. Как вы будете продвигать сами долота на рынок? Есть маркетинговые инструменты?

Мы будем участвовать в ближайшей выставке MIOGE в июне. Начнем публиковаться в традиционной печати. Но пока наиболее сильным инструментом является качество выполняемой работы. Клиенты консервативны, не любят рисковать. Когда приходишь с новым продуктом, отношение скептическое.

Сейчас мы работаем по такой схеме: берем одну скважину, которую заказчик считает нерисковой. Приезжают наши инженеры, проводят работу, заказчик смотрит качество и говорит, нравится ему или не нравится. Если мы показываем результаты работы, которые хотя бы равны традиционным поставщикам, или, что еще приятнее, превышают их, заказчик может для себя принять решение, что мы серьезные люди и нам можно доверить небольшой объем работы. Мы получаем первый небольшой контракт. Если отрабатываем его хорошо, то можно претендовать на что-то более серьезное.

Хочу отдельно упомянуть вот такой важный фактор. Если смотреть на рынок в целом, последние 20 лет идет серьезный вход на российский рынок и на рынок СНГ международных игроков с разным продуктом, разными услугами. Наши традиционные российские игроки любо съеживаются, либо отмирают, либо пытаются выживать. В основном речь идет о выживании, а не о большом развитии. Российских компаний, которые в последние годы серьезно развиваются, немного по сравнению с тем количеством производителей, которые в списке на вашем сайте. Большая часть занимается выживанием.

Своим проектом строительства долотного завода мы отрабатываем бизнес-модель и показываем ее жизнеспособность, что не обязательно бороться с «капиталистическими интервентами». Можно международные технологии поворачивать на благо нашего заказчика, чтобы те самые высокие технологии производились здесь нашими людьми, чтобы мы создавали рабочие места, чтобы работали для заказчиков здесь. Добавленная стоимость создается в этой стране, и налоги платятся тоже в этой стране. Что еще важнее в долгосрочной перспективе – таким образом постепенно создается задел для дальнейшего развития страны, ее технологического и промышленного потенциала. Эту модель мы будем обкатывать и в других направлениях нефтепромыслового сервиса и машиностроения. Долотное направление уже развивается, но есть целый ряд наметок, куда еще мы можем двигаться.

Наше правительство и государство уже много лет говорят об импортозамещении, о том, что нужно поддерживать местного производителя. Зачастую такая поддержка происходит административно-силовыми путями, к примеру, подъемом импортных пошлин, когда импорт становится невыгоден и приходится покупать на внутреннем рынке, или другими жесткими методами.  Такой путь далеко не самый эффективный и, что самое главное, не стимулирует дальнейшее развитие.

Правительство говорит о подъеме нанотехнологий, высоких технологий, но наша страна не самая лучшая в таких отраслях, как, скажем, сборка компьютеров или робототехника. У нас очень много нефти и газа, значит, высокие технологии нужно в первую очередь подтягивать в энергетическую сферу. Долота, несмотря на то, что вроде бы грубый продукт, на самом деле очень высокотехнологичны – поликристаллические алмазы, порошковая металлургия, самые современные методы анализа и компьютерного моделирования.

Господин Медведев очень хочет, чтобы в стране развивались современные технологии, вот мы их и развиваем. Наша инициатива соответствует тем желаниям и веяниям, которые мы слышим от руководителей государства. И клиенту она тоже нравится. Он тоже с удовольствием покупал бы местный продукт, если бы продукт был конкурентоспособный. Там, где такой продукт появляется, его покупают.

Источник: Технический каталог «Нефтегазовая арматура»

Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353