Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Предложения Круглого стола по формированию цивилизованного рынка нефтегазового оборудования и сервиса

21.04.2012

Тюмень. 17 апреля в Тюмени состоялся круглый стол «Пути формирования цивилизованного рынка нефтегазового оборудования и сервиса». В нем приняли участие руководители ведущих нефтегазосервисных предприятий, машиностроители и представители нефтяных компаний.
В ходе мероприятия состоялся конструктивный диалог всех участников рынка по наболевшим проблемам отрасли. По итогам круглого стола участниками были озвучены  предложения к органам власти, нефтяным компаниям, а также отраслевым союзам и ассоциациям. Сегодня мы публикуем эти предложения для обсуждения отраслевой общественностью.

В целях формирования цивилизованного рынка нефтегазового оборудования и сервиса, участники Круглого стола, прошедшего в Тюмени 17 апреля, рекомендуют следующее:

Органам власти РФ и субъектов Федерации (в пределах своих полномочий):

1. Внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части порядка исчисления базы по налогу на прибыль, т.е. вернуться к прежней системе налогообложения нефтяных компаний, при которой прибыль, использовавшаяся на капитальные вложения, не облагалась налогом;

2. Внести изменения в налоговое законодательство в плане исчисления НДС. В связи с задержками платежей со стороны нефтяных компаний своим подрядчикам, налог должен взиматься не по отгрузке, а по фактической оплате услуг. Также необходимо ограничить права налоговых органов в части блокирования счетов предприятий.

3. Минприроды и Минэнерго разработать нормативные документы, чтобы увязать получение и продление лицензий на недропользование с обязательством компаний ориентироваться при разработке месторождений нефти и газа на оборудование отечественного производства. Включить программу размещения заказов на оборудование в тендерную документацию по выделению участков недропользования, а Минпромторгу принимать участие в экспертизе таких программ;

4. Минфину, Минэнерго, Минэкономразвития разработать нормативные документы, чтобы увязать налогообложение нефтяных компаний с уровнем капитальных вложений на тонну добываемой нефти;

5. Минэкономразвития, Минпромторгу, Минэнерго, МЧС, Ростехнадзору разработать концепцию обновления и модернизации основных фондов в нефтегазовом комплексе, включающую мероприятия по импортозамещению и защите внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции субсидируемых поставщиков;

6. Ростехрегулированию разработать с участием Минпромторга, Минэнерго, Ростехнадзора программу модернизации фонда национальных стандартов на основе международных (ИСО/ТК 67) и европейских (СЕН/ТК 12) стандартов, применяемых для ведения работ в нефтегазовой промышленности;

7. Использовать зарубежный опыт развития машиностроения за счет реализации крупных проектов в нефтегазовом комплексе. Необходимо привлекать Минпромторг к участию в государственной экспертизе предпроектной и проектной документации, разрабатываемой для освоения шельфа. Следует усовершенствовать практику проведения тендеров на выполнение подрядных работ в рамках СРП, привлекая к подготовке и проведению тендеров профильные промышленные некоммерческие объединения.

8. Активизировать работу по экспорту российского оборудования для нефтегазового комплекса, особенно в страны СНГ, Ближнего Востока, Северной Африки, которые ранее широко использовали оборудование из СССР. При помощи торгпредств организовать работу по обеспечению предприятий информацией о проводимых за рубежом тендерах. Использовать возможности Межправительственных комиссий по экономическому сотрудничеству с теми странами, которые имеют развитый нефтегазовый сектор. Создавать рабочие группы по техническому перевооружению нефтегазового комплекса при Межправительственных комиссиях с Индией, Ираном, Ираком, Египтом, Алжиром, Ливией, Сирией, Йеменом и другими нефтедобывающими странами. Аналогичную работу необходимо проводить со странами ближнего зарубежья: Туркменистан, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Белоруссия. Поддержать работы по подготовке англоязычного реестра российских поставщиков нефтегазового оборудования;

9. ФАС России внедрить антимонопольный контроль при проведении конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не только для государственных нужд, но и для нужд естественных монополий («Газпром», «Транснефть», «Транснефтепродукт»).
10. Законодательно установить приоритет отечественных поставщиков в поставках для нужд естественных монополий, государственных предприятий (с участием государства более 50%) и госкорпораций;

11. Начать подготовку соглашений о сотрудничестве между Минпромторгом и крупными российскими потребителями нефтегазового оборудования для обеспечения их технического перевооружения на основе передовых отечественных научно-технических достижений;

12. Реализовать программу подготовки и переподготовки технических и управляющих кадров для предприятий нефтегазового машиностроения, включая стажировки специалистов в зарубежных научно-технических центрах и предприятиях;

13. Реализовать программу по развитию научно-технического потенциала отечественного нефтегазового машиностроения, включающую выполнение силами отраслевых институтов, ВУЗов и предприятий научно-исследовательских работ по созданию новых образцов техники, финансирование на дальнейших этапах опытно-конструкторских и опытно-методических работ. В рамках этой программы профинансировать закупку за рубежом наиболее совершенных образцов нефтегазового оборудования с целью детального изучения специалистами профильных предприятий. Частично профинансировать закупку предприятиями критически важных машиностроительных технологий и оборудования;

14. Обеспечить защиту внутреннего рынка от импорта нефтегазового оборудования, аналоги которого производятся на территории Российской Федерации. Поручить Минэкономразвития, Минпромторгу, Росатому совместно с Минэнерго, ГТК и Союзом производителей нефтегазового оборудования обеспечить сбор и обработку предложений предприятий по проблемной номенклатуре;

15. Сформировать систему мониторинга импорта оборудования для нефтегазового комплекса, а также подготовку в интересах промышленных предприятий аналитических исследований по прогнозам развития отдельных секторов рынка. Решение указанной задачи невозможно без получения планов технического перевооружения российских нефтяных компаний, а также достоверной информации об импортных закупках. Поэтому необходимо обязать Минэкономразвития, Минэнерго, ГТК обеспечить ежеквартальную передачу Минпромторгу сводной информации по импорту и экспорту оборудования для нефтегазового комплекса. Минпромторгу совместно с отраслевыми союзами обеспечить координацию работ по созданию импортозамещающего нефтегазового оборудования;

16. Российским предприятиям, поставляющим иностранным компаниям оборудование для работы на шельфе, шире использовать действующую систему государственной поддержки экспорта;

17. Рекомендовать создание органов по координации российского участия в подрядных работах по действующим проектам СРП, включив в них представителей органов власти и корпоративных объединений;

18. Рекомендовать участие в Координационном совета потребителей промышленной продукции для нефтегазового комплекса представителей нефтегазовых компаний, участвующих в разработке месторождений на российском шельфе;

19. Основываясь на системах оценки поставщиков и качества оборудования, принятых крупными нефтегазовыми компаниями, разработать, согласовать и внедрить на территории Российской Федерации единые критерии оценки поставщиков и оборудования;

20. Гармонизировать требования российских нормативно-технических документов по нефтегазовому оборудованию для шельфа с требованиями международных стандартов

21. Госдуме РФ предложить по опыту других стран принятие закона о демпинговых ценах.

22. На законодательном уровне смягчить условия кредитования отечественных предприятий.

23. Предложить Правительствам регионов (или на федеральном уровне) перенять опыт Тюменской области в части компенсации 8% налогов нефтегазовым компаниям при покупке оборудования у отечественных производителей. Распространить этот опыт на услуги сервисных компаний.

24. Региональным властям создать фонды поддержки сервисных компаний для оперативного микрокредитования. В качестве пилотного проекта начать с Тюменской области, которая отличается качественной поддержкой предприятий на своей территории.

Рекомендовать нефтегазовым компаниям

1. Ужесточить процедуры квалификации сервисных подрядчиков (чтобы отсечь компании, работающие на списанном оборудовании с привлечением неквалифицированного персонала)
2. Заключать с квалифицированными компаниями долгосрочные договоры (на 3 – 5 лет).
3. Ввести ограничения по максимальному сроку оплаты – не более 30 дней.
4. Ввести в стоимость услуг инвестиционную составляющую.
5. Вернуться к системе «Бонусов» при досрочном выполнении работ нефтесервисными компаниями и при досрочных поставках оборудования.

Союзнефтегазоборудованию совместно с отраслевыми ассоциациями и СМИ:

1. Публиковать в интернете реестр цен на оборудование и услуги
2. Внедрить реестр российских поставщиков нефтегазового оборудования;
3. Оказать помощь предприятиям нефтегазового сервиса создать Экспертный совет для определения реальных цен на нефтегазовое оборудование и сервис.

Напомним, что на Круглом столе была сформирована Рабочая группа, которая доработает эти предложения и доведет до органов власти и нефтегазовых компаний. Представители нефтегазового комплекса, поставщики и подрядчики могут свое мнение высказать на форумах или направить по e-mail: editor@angi.ru с пометкой "Круглый стол".
 

Агентство нефтегазовой информации

Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353