Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Позиция российских промышленников по строительству американского кабельного завода в Тюмени

17.08.2011

На прошлой неделе было объявлено, что на базе литейного цеха ОАО «Тюменские моторостроители» будет создан завод по производству нефтепогружного силового кабеля. Переговоры по этому поводу губернатор Тюменской области Владимир Якушев провел с президентом компании Baker Hughes по России и странам СНГ Дмитрием Кузовенковым. Сообщалось, что разместив производство в Тюменской области, компания намерена существенно снизить сроки поставки продукции потребителям, транспортные издержки.

Корреспондент Prom-oil попросил прокомментировать это событие заместителя генерального директора ОАО «НП «Подольсккабель» Александра Ройха

 - Александр Иосифович, известно, что компания «Бейкер Хьюз» получила преференции от Правительства Тюменской области, а что с нашими кабельщиками?

- Я вам скажу, что ни одно не поддерживают. Сегодня на рынке нефтепогружного кабеля около 10 выпускающих предприятий. Предложение рынка и существующие мощности намного превышают потребности. Рентабельность изделия из-за высокой конкуренции в секторе очень низкая: 2-4 %. Помешать строительству мы не можем, а обратить внимание, что российских мощностей, которые полностью обеспечивают потребность, выше крыши.

- Какие конкурентные преимущества вашего предприятия могут помочь вам удержать позиции на рынке?

- Качество и условия поставки, производства. Мы быстро сделаем и в срок поставим продукцию хорошего качества.

- Baker Hughes планирует выпустить первую продукцию на новом предприятии уже в начале 2013 года. Будут ли пересмотрены ваши стратегические планы?

- Стратегические нет, а тактические да. Надо усиленно заниматься новым видом изделий. К сожалению, мы не знаем, что они будут делать. Нефтепогружной кабель бывает двух видов: один кабель до температуры около 140-150 градусов, тот, который мы все делаем. А второй - так называемый освинцованный кабель, который делает в России только один производитель – «Борец». Если они будут делать освинцованный кабель, то на наших кабельщиках это практически никак не скажется.

- Есть так называемый температурный кабель на 210-250 градусов. Это освинцованный кабель, там совершенно другая технология наложения свинца. В России его не делает никто кроме завода «Борец». Освинцованный кабель все равно покупаем за рубежом, и, если они пойдут в эту нишу, то просто закроют ее. Сегодня она не закрыта. А если будут производить кабель до 150-160 градусов, то будет еще один конкурент.

- Каково ваше мнение по данномц событию в целом?

- У нас много зарубежных компаний. В Подольске, рядом с нами, финская компания Reka. Пять лет назад они организовали выпуск кабеля, но сейчас они умирают. Не выдержали конкуренции. В Угличе открыт завод Nexans. Есть 4-5 таких заводов. Они осваивают рынок. Как мы открылись миру, так и мир открылся нам. Ясно, что любые компании, и металлургические, и автомобильные, будут приходить и составлять конкуренцию. Это будет подстегивать нас создавать новые модели, новые изделия. Другое дело, что государство должно быть озабочено своим производителем и создавать протекционистские меры в виде налогов или чего-то еще.

Здесь принципиальный вопрос, что они будут делать. Если то, что умеют делать все, то им будет так же тяжело конкурировать, как и нам. А если свинцовый кабель – ради Бога. У нас ниша не закрыта, все равно мы покупаем заграничный.

Олег Владимирович Баландин, начальник отдела по работе с нефтегазовой промышленностью ООО «ТД «УНКОМТЕХ»

- Олег Владимирович, прокомментируйте пожалуйста запуск нового предприятия

- Насколько я знаю, в основном «Бейкер Хьюз» поставлял в Россию высокотехнологичный кабель. Он дорогой, с высоким температурным индексом. Но, если они будут строить завод в России, наверняка они будут расширять линейку продукции. В том, чтобы привезти оборудование и смонтировать его, большой проблемы нет. Оборудование у них наверняка есть.

- Когда на рынок выходит любой конкурирующий игрок, это всегда не есть хорошо для остальных участников. Что касается таких показателей, как качество, я думаю, что иностранцы выдержат высокий уровень. Соответственно, цена будет не самая лучшая на рынке.

- Вы предполагаете, что стоимость их продукции будет выше, чем вашей?

- Думаю, цена будет примерно одинаковая.

- А качество?

- По качеству сложно сказать. Единственный завод, который блюдет мораль качества – «Иркутсккабель». Но у него цена не самая лучшая.

 - Baker Hughes получил поддержку со стороны Правительства Тюменской области. А есть ли какая-то поддержка от государства, ведомств, структур для вашей компании и отечественных производителей?

- Есть некий большой завод, находится он, если я не ошибаюсь, в Сургуте. Вот у него есть поддержка со стороны местного правительства, а что она из себя представляет, я, к сожалению, знаю только на уровне слухов.

- А вас, получается, ведомства не поддерживают?

- Что значит «поддерживают»? Нефтяные компании делают то, что считают нужным. И рекомендации какого-то регионального правительства для них, мне кажется, большой роли не играют.

 Максим Родин - коммерческий директор ЗАО «Томский кабельный завод»

- Максим Анатольевич, прокомментируйте пожалуйста пресс-релиз.

- Мы не являемся производителями данного кабеля, мы только продаем его. У нас в номенклатуре этой позиции нет. В номенклатуре изделий, которые мы производим, кабели – не основная продукция?

- Как эксперт рынка вы следите за его событиями. Прокомментируйте, как вы оцениваете возможности компании Baker Hughes на российском рынке?

- На сегодняшний день мощности по производству нефтепогружных кабелей, которые созданы на территории Российской Федерации, превышают спрос. Для производителей продукция давным-давно стала неинтересна, потому что они на ней не зарабатывают. Они только поддерживают обороты: обеспечивают своих людей работой, переваливают материалы, платят людям заработную плату, что, в принципе, неплохо, но сама по себе тема никакого развития не имеет. Появление еще одного игрока с дополнительными мощностями еще ухудшит ситуацию и создаст дополнительный перекос на рынке.

Андрей Самойловских - директор по стратегическому развитию ООО «Камский кабель»

Не сомневаюсь в том, что всем участникам рынка нефтепромыслового оборудования известно, о том, что Бейкер Хьюз является одной из крупнейших сервисных компаний в мире. План по организации кабельного производства с возможностью выпуска до 8 000 км кабелей в год – это, на мой взгляд, крайне амбициозный план. Дело в том, что кабели для нефтепогружных насосов – продукция для российских кабельщиков не новая. Нефтекабели российского производства уже давно известны российским нефтедобытчикам. Продуктовый ряд динамично развивается. К примеру, российскими производителями довольно давно освоено производство кабелей, которые ранее поставлялись исключительно зарубежными компаниями.

Таким образом, компания, выходящая на рынок нефтепогружных кабелей сейчас, принимает на себя довольно высокие риски, связанные, прежде всего, с недозагрузкой производственных мощностей, что, в свою очередь приведёт к значительному увеличению срока окупаемости проекта.

«Камский кабель» в настоящее время продолжает укреплять свои позиции на рынке нефтепогружного кабеля.

Основной задачей для нас сейчас является расширение линейки кабелей для скважин с так называемыми «сложными» условиями. Речь идёт не только о повышении рабочей температуры кабелей, но и, например, об изготовлении кабелей в коррозионно стойкой броне. Иначе говоря, сейчас завод ориентируется не на количество отгруженных кабелей, а на повышение их рабочего ресурса. Именно это и ценят наши клиенты, с которыми мы сотрудничаем уже не первый год. Мы убеждены в том, что такой подход обеспечит нам прочные позиции на рынке, несмотря на растущую конкуренцию.

К сожалению, наше предприятие, как и многие другие отечественные производители, не поддерживается со стороны правительства и каких-либо других ведомств.

Виктор Савенко - первый заместитель генерального директора ОАО «РОССКАТ»

- Виктор Владимирович, как Вы оцениваете возможности нового игрока рынка нефтепогружного кабеля?

Рынок нефтепогружного кабеля уже на данный момент достаточно тесен. Безусловно, увеличение количества игроков на рынке усилит конкуренцию. Это положительно отразится на качестве производимой продукции и предоставляемых сервисных услугах в области нефтепогружного кабеля.

- Как Вы относитесь к тому, что новый игрок – зарубежная компания и один из лидеров нефтесервисного рынка?

На данный момент, мы сотрудничаем с Бейкер Хьюз в области поставок кабельной продукции. И тут нельзя не отметить профессионализм всех сотрудников компании. Поэтому, нет сомнений, что компания с умом подойдет к финансированию проекта, к выстраиванию производственного цикла, управлению финансовыми потоками, к построению логистических схем.

В целом, очень радует то, что инвестиционный климат в регионах увеличивается и уже сейчас крупные западные компании вкладывают свои средства в производство на территории РФ.

- Какие конкурентные преимущества Вашего завода могут помочь в удержании своих позиций на рынке?

Наш завод отмечает в этом году свое 20летие. Имея соответствующий опыт, знания о рынке, также наша Компания постоянно занимается совершенствованием технологического процесса. На данный момент мы имеем новейшее оборудование, завод развивается, осваиваются новые виды продукции.

- Baker Hughes получает одобрение и поддержку со стороны правительства региона. От каких ведомств получает поддержку Ваша компания?

Наша компания развивается абсолютно самостоятельно.

Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353