Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Александр Ерёмин: С 2010 года почти все крупные российские нефтяные компании существенно увеличили инвестиции в пепереработку

10.08.2011


ИК ФинамНа вопросы корреспондента Prom-oil отвечает старший аналитик по нефтегазовой и химической отрасли ИК "ФИНАМ" Александр Ерёмин

- Александр, вышли пресс-релизы, например, в газете "РБК daily" о том, что при проверке Ростехнадзором больших НПЗ были выявлены серьезные нарушения, которые повлекли за собой остановку отдельных блоков. Они могли нести угрозу для жизни людей. Вы могли бы прокомментировать ситуацию?
Если провести тщательную проверку, наверно, можно где угодно найти нарушения. Пару лет назад "Роснефть" сама призналась, что по добыче формально имеются нарушения лицензии примерно по 150 месторождениям. Невозможно уследить за всем. Думаю, по переработке такая же ситуация. Мало где можно найти идеальное состояние, чтобы все было в порядке, в соответствии с законодательством. Сейчас большие перерабатывающие заводы в России в большинстве старые, модернизация проводится ни шатко, ни валко. В частности, устаревают системы безопасности. Поэтому, на мой взгляд, нет ничего удивительного, что нашли нарушения. Я еще не совсем в курсе. Выезжали на какой-то конкретный завод?

- Нет, есть целый список. Больше всего нарушений было на Рязанском НПЗ. Было также написано, что приостановлен Московский НПЗ.
Я сейчас вспомнил, что на Московском в прошлом году было два пожара, причем два дня подряд: в один день один пожар, на следующий день еще один. Не знаю, насколько это говорит о беспечности менеджмента. Вроде идут инвестиции в тот же Московский НПЗ. Он публичный, его акции торгуются, поэтому у меня есть информация по его финансам. У них есть долгосрочная инвестиционная программа (на 10 лет), компания "Газпром нефть" собирается развивать его. Я думаю, на месте менеджеры среднего звена что-то недоглядели, поэтому возможны нарушения.

- Подписано соглашение о модернизации НПЗ с компаниями и ведомствами. Там установлены жесткие сроки, что к такому-то году модернизация должна быть закончена. Вы знаете о соглашении? Как вы к нему относитесь?
Конечно, я слышал. В феврале 2009 года В.В. Путиным была дана установка Правительству развивать вторичные перерабатывающие мощности на российских НПЗ. Начиная с 2010 года почти все крупные российские компании существенно увеличили инвестиции в переработку, причем именно во вторичную, по сравнению с 2009 годом. То есть объем перерабатываемой нефти почти не меняется, а меняется выход светлых нефтепродуктов.
Что не понравилось правительству? Почему решили сделать такое жесткое соглашение с компаниями? Думаю, апрельский топливный кризис поддал жару. Правительство озаботилось тем, что выпускается недостаточно автомобильного топлива. Свою роль сыграл локальный кризис, а не глобальные намерения правительства больше инвестировать в долгосрочной перспективе.

- Я процитирую. Владимир Владимирович говорит, что "надо вести постоянный мониторинг выполнения компаниями своих планов по развитию и обновлению производств. Причем эти планы должны быть закреплены в юридически обязывающих документах. В этой связи поддерживаю идею подписания юридически обязывающих соглашений между ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом с одной стороны и конкретными нефтяными компаниями – с другой". Некоторые аналитики отмечают, что соглашение – просто декларация о намерениях, которая не предусматривает санкций, и считают, что компании вряд ли будут придерживаться установленных в документах сроков.
Я не в курсе подробностей соглашения. Как все происходило с евростандартами топлива и с утилизацией попутного нефтяного газа? Изначально были поставлены жесткие сроки, потом ВИНКи начали лоббировать перенос сроков. Где-то, например, по евростандартам, им удалось оттянуть сроки.

С полным текстом интервью можно ознакомиться на сайте prom-oil.ru

Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353