Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Азад Бабаев: Одна из главных проблем российского нефтесервиса – система отложенных платежей

28.02.2014

 
На вопросы нашего корреспондента ответил председатель совета директоров ОАО «РУ-Энерджи Групп» Азад Бабаев.
 
– Азад Камалович, расскажите о ситуации в отрасли.
– В связи с тем что многие российские сервисные предприятия работают на грани рентабельности, у них нет средств на покупку новой техники, а в государственном бюджете поддержка технического перевооружения отечественных компаний не предусмотрена. В итоге складывается тупиковая ситуация, выходом из которой становится получение кредитов на покупку оборудования. При этом существует значительный дисбаланс между положением российских и зарубежных участников рынка. Отечественные компании для технического обновления могут получить доступ лишь к очень «дорогим» деньгам. В то время как зарубежные игроки кредитуются по ставке от 0 до 5 %, российским в лучшем случае удается получить кредит под 15–19 %. Отечественным нефтесервисным компаниям сегодня необходимы льготные ставки по кредитам, чтобы на равных конкурировать с зарубежными игроками.
Кроме того, в России в разы выше налоговая нагрузка. При этом отечественные сервисные предприятия выплачивают налог на добавленную стоимость по факту окончания работ, а не получения денег за оказанные услуги. Одна из главных проблем российского нефтесервиса – система отложенных платежей (оплата работ спустя 90 дней после их проведения). Нужно запретить заказчикам устанавливать в тендерных условиях и договорах на поставку продукции отсрочку платежей за поставленную продукцию или выполненные услуги на срок более 30 дней.
Необходимо создать механизм формирования базовых цен на услуги сервисных компаний, который позволил бы устранить дискриминацию в этой сфере и снизить вероятность злоупотреблений со стороны компаний-монополистов. Кроме того, требуется налоговая поддержка нефтесервисников, которые применяют современные инновационные технологии, направленные на увеличение нефтеотдачи и повышение коэффициента извлечения нефти. Считаю, что при заключении контрактов стоит учитывать инвестиционную составляющую в договорных отношениях и увеличить срок их заключения с одного до трех лет. Для стабилизации добычи необходимо поддержать инициативу о дополнительных налоговых льготах для сервисников при работе на месторождениях с трудноизвлекаемой нефтью.
 
– Какую долю на российском рынке занимает ваша компания?
– Наша компания включает в себя предприятия, оказывающие услуги нефтесервиса (расположены в ЯНАО и ХМАО), а также завод по производству нефтегазового оборудования в Тюмени.
Мы оказываем услуги по КРС, ЗБС, бурению, цементированию, вышкостроению и другие.
Сейчас в России работают около 200 нефтесервисных компаний. Если говорить об одной из самых активных частей рынка – Западной Сибири, то по большому счету нефтесервисными услугами занимаются тринадцать компаний. Основные игроки на рынке – это «Халлибертон», «Петроальянс», «Трайкан» (все три компании – с иностранными активами). Без иностранных активов работают «ЦЦС» («Центр цементирования скважин», дочернее общество «Газпрома»), «ССК», «СКС Спеццемент» (базируется в Нижневартовске, в ЯНАО их работы выполняет субподряд в лице Мегионского тампонажного управления), «ПНГ» («Поиск нефти и газа»), мы, «РУ-Энерджи Групп», и «Агрос СУМР». Основную долю по предоставлению объемов работ занимают крупные нефтегазодобывающие компании: «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть», «Новатэк», «Газпром» и «РуссНефть».
Что характерно, рынок не поделен по территориальному принципу. Как уверяет большинство участников рынка, постоянно идет борьба за его передел.
 
– С чем компания связывает основные перспективы? 
– Основные перспективы мы связываем с развитием отрасли в целом. При условии поддержки компаний нефтесервиса со стороны государства отечественный сервис будет жить и развиваться.
Ко всему прочему, я считаю, что местные сервисные компании должны всегда пользоваться неким приоритетом на региональном рынке. Хотя бы потому, что они лучше знают структуру месторождений региона, обладают разработанными логистическими схемами и производственными базами, а также работают силами местных специалистов.
 
– Нужна ли единая база данных в сфере нефтегазового сервиса с информацией и кредитной историей каждой компании?
– Считаю, что нужна.
 
– Ваши прогнозы относительно ситуации на рынке услуг для нефтегазового сектора?
– Рынок нефтесервисных услуг в России имеет большой потенциал благодаря высоким ценам на углеводородное сырье и значительным запасам минерально-сырьевой базы. Однако при этом в нашей стране не решен вопрос ее воспроизводства и не сформировано бережное к ней отношение.
В нашей отрасли много проблем, но решение некоторых из них не терпит отлагательства. Одна из них – защита отечественного производителя. Во многих развитых странах нефтесервисный сектор является одним из центров инноваций в отрасли и поддерживается властями. Доступ на рынок иностранным компаниям в этих государствах жестко ограничен. В России ситуация противоположная: больше половины российского рынка нефтесервиса принадлежит иностранным компаниям.
Сегодня ВИНКам проще эксплуатировать уже разведанные месторождения, нанимая для бурения либо демпингующие иностранные компании, либо совсем за копейки отечественные, работающие на списанном оборудовании. Иностранные компании могут демпинговать потому, что пользуются поддержкой своих государств. Норвегия и Китай, например, оказывают протекцию своим фирмам, чтобы им было выгодно развиваться. Падение добычи углеводородов Норвегия успешно компенсирует ростом экспорта высокотехнологичного нефтегазового оборудования и услуг. В США благодаря господдержке в последние годы нефтесервисные компании добились значительного прогресса в технологиях и оборудовании для нефтегазового сервиса. Теперь они сокращают свою зависимость от импорта газа и нефти и постепенно превращаются в экспортеров природного газа. У нас сложилась ситуация, что только 35 % российского нефтесервисного рынка принадлежит отечественным компаниям – в результате тормозится развитие собственных предприятий.
Необходимость обновлять основные фонды в условиях демпинга и конкуренции со стороны зарубежных и мелких игроков стала причиной активного обсуждения поддержки нефтесервисной отрасли на федеральном уровне. В этой связи господдержка нефтесервиса является очередной, пока еще не решенной задачей.
Не секрет, что в конкурентной борьбе важнейшим критерием отбора нефтедобывающих компаний выступает цена нефтесервисных услуг. Конкуренция влияет на формирование цен на рынке. Для этого заказчик и проводит тендер, и за ним остается право выбора той или иной компании. Перед тендером компания-заказчик осуществляет селективный отбор своих будущих контрагентов, просчитывает все – от технической возможности до времени существования на рынке в этой сфере услуг. Учитываются также рекомендации других компаний. В итоге побеждает тот, кто правильно оценил свои возможности.
Основной критерий в отечественной нефтедобыче сегодня, к сожалению, порой не экологическая составляющая, не безопасность процесса, не другие технологические категории в лучшей разработке пластов, а прибыль. Это становится причиной того, что в тендерах заказчика побеждают те нефтесервисные компании, которые дают самую низкую цену. Для снижения ценовых предложений применяются разные методы, например используются компании, которые специально демпингуют в конкурсе.
 
– Что можно сказать об итогах года в целом для компании?
– В 2013 году компания сработала с хорошим результатом. Мы нашли новых заказчиков, новые территории, приобрели новое современное оборудование.
Заключено соглашение о сотрудничестве с правительством ЯНАО, где расположена большая часть наших предприятий.
Реализована масса благотворительных проектов, среди которых, к примеру, ремонт холла в Российском государственном университете нефти и газа имени И. М. Губкина, открытие большой спортивной уличной воркаут-площадки в Тюмени, ремонт компьютерного класса в детском доме в ХМАО и другие.
Мы принимали активное участие в обсуждении ситуации в нефтесервисной отрасли на уровне Министерства энергетики РФ, Госдумы и Торгово-промышленной палаты РФ, подготовили ряд собственных проектов.
 
Справка
ОАО «РУ­Энерджи Групп» – динамично развивающийся отечественный Холдинг, включающий в себя предприятия, специализирующиеся на нефтесервисе, а также производстве нефтяного и газового оборудования.
 
119071, Россия, Москва, Малая Калужская ул., 15, стр. 4
тел.: +7 495 669­23­75
факс: +7 495 669­23­76

 

Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353