Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Александр Ширяев: ТМК делает ставку на премиальную продукцию и нефтегазовый сервис

03.02.2014

По предварительным итогам 2013 года Трубная металлургическая компания (ТМК) в пятый раз стала крупнейшим в мире по объемам отгрузки производителем стальных труб, показав результат на уровне гораздо более благоприятного для трубников 2012 года. О том, как это удалось, о планах компании на 2014 год и перспективах трубного рынка рассказал генеральный директор ТМК Александр Ширяев.
 

 

– Александр Георгиевич, с какими результатами ТМК завершила 2013 год?
– Окончательные итоги года еще подводятся, но, по предварительным данным, объем отгрузки ТМК соответствует уровню рекордного показателя 2012 года и даже немного превосходит его. Наибольший прирост достигнут в секторе высокотехнологичных бесшовных труб. Это ключевая продукция компании, которая составляет более половины всего объема продаж ТМК.
С неплохими показателями закончили год предприятия российского дивизиона ТМК, что объясняется активностью отечественных нефтегазовых компаний в области разведки и добычи углеводородов. В итоге компания сохранила лидирующую позицию на российском трубном рынке. С другой стороны, в силу макроэкономических факторов ситуация в наших американском и европейском дивизионах остается достаточно непростой.
 
– Как вы оцениваете ситуацию на мировом трубном рынке в 2013 году?
– В 2012 году в металлургическом секторе начался спад, который продолжился и в 2013-м. Падение спроса привело к снижению цен на металлопродукцию, что, в свою очередь, сказалось на производственных и экономических показателях компаний металлургической отрасли, в том числе трубных.
Для трубников ощутимым следствием нестабильности является сокращение рынка сбыта. С учетом меняющейся конъюнктуры и секвестирования бюджетов потребители труб корректируют свои инвестиционные планы, сокращают программы закупок, переориентируются на более дешевый сортамент, что, естественно, сказывается и на финансово-экономических показателях деятельности трубных производителей. А принимая во внимание импортные поставки в наши основные «домашние» регионы (Россию и США), можно констатировать, что как глобальная, так и локальная конкуренция на рынке стальных труб серьезно возрастает.
 
– Как это может повлиять на реализацию инвестиционных планов ТМК?
– К настоящему моменту мы практически завершили выполнение стратегической инвестиционной программы ТМК. С 2004 года общий объем инвестиций, направленных на эти цели, превысил 3 млрд долларов США. Масштабная десятилетняя программа модернизации и реконструкции всех производственных площадок ТМК служит мощнейшим техническим фундаментом и технологическим заделом для успешной деятельности компании на ближайшие 15–20 лет. Из крупных проектов нам осталось завершить реконструкцию трубопрокатного производства на Северском трубном заводе со строительством непрерывного стана FQM. Большая часть работ на объекте уже проведена, и в 2014 году он будет запущен в эксплуатацию.
Ключевым проектом 2013 года стал запуск на ТАГМЕТe дуговой сталеплавильной печи (ДСП) с участием Президента России Владимира Владимировича Путина, который высоко оценил нашу работу. Запуск печи стал завершением модернизации всего сталеплавильно-прокатного комплекса предприятия. Более того, в результате запуска ДСП ТМК смогла полностью отказаться от устаревшего мартеновского способа производства стали. В результате замены мартеновского производства на электросталеплавильное значительно снижаются удельные затраты и повышается качество конечной продукции, а мощности по производству трубной заготовки возросли на 400 тыс. тонн в годовом исчислении.
Других крупных инвестпроектов ТМК пока не планирует, что делает наше финансовое положение более устойчивым и комфортным.
 
– А как развиваются зарубежные предприятия ТМК, учитывая текущую ситуацию на рынке? Какие международные рынки для вас наиболее значимы?
– ТМК – глобальная компания. Мы стараемся предлагать нашу продукцию во всех основных регионах добычи углеводородов. Некоторые из рынков являются для нас «домашними». Производственные предприятия российского, американского, европейского и ближневосточного дивизионов ТМК имеют устойчивые позиции и являются признанными игроками на своих страновых рынках, ведя активную работу по постепенному расширению их границ. При этом наиболее значимыми для нас остаются российский и североамериканский рынки.
В начале 2013 года завершено строительство и запущено новое предприятие по выпуску труб с премиальными резьбовыми соединениями и сервисному обслуживанию в Эдмонтоне (Канада). Последовательно развивая приоритетное для нас нефтесервисное направление бизнеса, в апреле 2013 года дочерняя компания ТМК – OFS International (США) – приобрела активы по сервисному обслуживанию трубной продукции и производству аксессуаров для нефтегазодобывающей отрасли в Хьюстоне (Техас, США).
Были важные события и в ближневосточном дивизионе. В декабре 2012 года мы приобрели контрольный пакет акций трубного завода Gulf International Pipe Industry (TMK GIPI), расположенного в Омане, и сейчас активно развиваем там производство. Затем мы зарегистрировали в Абу-Даби (ОАЭ) совместное с компанией EMDAD сервисное предприятие Threading and Mechanical Key Premium LLC, которое будет специализироваться на ремонте труб и скважинного оборудования, а также осуществлять нарезку резьбы на элементах трубных колонн. Это позволит нам укрепить свои позиции на трубном рынке Ближнего Востока. 
Мы рассчитываем, что в этом году объемы предлагаемой продукции и услуг предприятий дивизиона будут расти, а география поставок не ограничится региональным рынком и будет расширяться.
Кроме того, мы развиваем собственную сеть торговых представительств, которые работают во всех основных нефтегазовых регионах планеты. Сегодня география отгрузок нашей продукции насчитывает 80 стран, и мы не планируем останавливаться на этом.
 
– Как нестабильность на международном рынке трубной продукции может повлиять на общее состояние ТМК? Не будут ли ваши зарубежные активы тянуть компанию назад?
– Сегодня мы такой угрозы не видим. Более того, именно географическая диверсификация помогла компании достаточно безболезненно пережить кризис 2008–2009 годов за счет того, что последствия спада на одном рынке, где представлена наша продукция, нивелировались относительно стабильными продажами на другом.
А вообще, структура нашей компании – безусловный плюс. Мы имеем отличные возможности для кооперации между дивизионами. Например, труба, произведенная в Таганроге, может быть отгружена в США и после финишных операций на предприятиях американского дивизиона доставлена потребителю в США или Канаду. При этом добавленную стоимость продукция получает именно при обработке на американских заводах, что ценится клиентом существенно выше. 
И это касается не только труб. Между дивизионами осуществляется интенсивный обмен технологиями, разработками, бизнес-практиками. Это позволяет получить синергетический эффект. Наиболее ярко он проявился в премиальном сегменте бизнеса ТМК. Американский и российский дивизионы развивали две собственных линейки премиальной продукции, обладающих разными свойствами и техническими характеристиками. Сейчас они объединены под одним брендом. В результате совместной работы американцы получили возможность производить премиальные соединения российской разработки, а разработки наших американских коллег внедрены в производство в России и успешно поставляются отечественным потребителям. От такого взаимодействия выигрывают все – не только российские и американские заводы ТМК и компания в целом, но и наши потребители по всему миру.
 
– Какие еще резервы по повышению конкурентоспособности и прибыльности в условиях турбулентности на рынке у вас есть
 – Ключ к повышению рентабельности – это производство продуктов премиум-класса с высокой добавленной стоимостью. В 2013 году ТМК поставила своим клиентам более 360 тыс. тонн труб OCTG с премиальными резьбовыми соединениями. Не секрет, что компаниям нефтегазового сектора, нашим ключевым клиентам, такой продукции требуется все больше и больше, чтобы вести добычу углеводородов в сложных условиях.
Для того чтобы предлагать потребителям самые современные разработки, инженеры компании ведут обширную исследовательскую работу. Год назад сотрудниками американского дивизиона компании ТМК IPSCO был открыт научно-исследовательский центр в Хьюстоне (Техас, США). Оборудование центра позволяет проводить разработку новых видов продукции, опытные и оценочные испытания, сертификацию труб.
Весной 2013 года ТМК заключила соглашение с фондом «Сколково» о создании и размещении центра НИОКР ТМК в технопарке фонда. Он станет третьим научно-исследовательским подразделением компании вместе с институтом РосНИТИ в Челябинске и R&D центром в Хьюстоне. Мы рассчитываем, что инновационный центр в «Сколково» откроет новые возможности для разработки и внедрения перспективных технологий и видов продукции.
В результате наших усилий, направленных на создание, производство и продвижение собственных премиальных разработок, более чем на треть возросла отгрузка труб с премиальными резьбовыми соединениями. Сейчас премиальная продукция формирует около 20 % EBITDA ТМК. В 2013 году было освоено около 100 новых видов продукции с уникальными свойствами.
Кстати, в прошлом году произошло знаменательное событие – рождение нового бренда в нашей продуктовой линейке. Два уже зарекомендовавших себя семейства премиальных резьбовых соединений (российское TMK Premium и американское ТМК Ultra) теперь выпускаются под единым именем – TMK Ultra Premium или TMK UP. Этот шаг существенно расширит возможности компании по участию в международных тендерах, будет способствовать унификации глобального комплексного предложения ТМК и повышению узнаваемости премиальных продуктов компании на глобальном рынке.
В направлении повышения рентабельности компании для нас также не менее значимо развитие нефтесервисного бизнеса ТМК.
 
– Если говорить о нефтегазовом сервисе, насколько сильны ваши позиции в этом сегменте?
– Предприятия нашего подразделения «ТМК Нефтегазсервис» оказывают услуги по термообработке, нанесению защитных покрытий, ремонту и складированию труб. Наши специалисты содействуют комплектации, сборке и спуску трубных колонн в скважины, проводят обучение технического персонала компаний-потребителей. Реализация продукции в комплексе с сервисными услугами дает компании конкурентные преимущества и поддерживает продажи труб нефтегазового сортамента.
Некоторые услуги, предоставляемые ТМК российским потребителям, уникальны. Например, в августе ТМК выступила поставщиком трубной продукции и сервисных услуг по подготовке скважины на месторождении компании «Оренбургнефть» (входит в «Роснефть») к гидроразрыву пласта. Данная технология – один из способов нетрадиционного бурения, который широко используется в США при разработке сланцевых месторождений газа, и ТМК является одним из основных поставщиков труб для таких задач. Этот проект с «Оренбургнефтью» очень значим для нас, так как впервые в России в технологической операции гидравлического разрыва пласта использована премиальная продукция ТМК.
 
– Что ждет трубный рынок в 2014 году и какие задачи стоят перед ТМК?
– Для рынка год обещает быть непростым. Но мы смотрим в будущее с оптимизмом и считаем, что справимся с ситуацией. В результате почти десятилетней работы по модернизации и реконструкции наших предприятий компания стала обладателем самых больших мощностей по производству стальных труб в мире. У нас уже есть передовые технологии и современное оборудование по выпуску широчайшего сортамента стальных труб, поэтому главная задача на ближайшее время – повышение производительности труда, эффективности технологических процессов и качества продукции, чтобы в полной мере удовлетворять потребности наших самых взыскательных покупателей.
 
ТМК
105062 Москва, ул. Покровка, 40, стр.2а
Телефон: +7 (495) 775 7600
 

 

Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353