Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Валерий Плотников: Машиностроительным компаниям надо объединяться, выстраивать свою ценовую политику

28.03.2013

На вопросы нашего корреспондента ответил директор ООО «Механический завод» Валерий Иванович Плотников.
 
– Валерий Иванович, какая продукция ООО «Механический завод» востребована в нефтегазовом комплексе?
– Основная продукция завода для нефтегазового комплекса – отдельные крупногабаритные металлоконструкции, а также модульные узлы для буровых вышек: мосты приемные механизированные, блоки механизмов перемещения буровой вышки, транспортные модули, модули подъема и монтажа вышки, манифольды, лебедки, системы шламоудаления и другое.
В основном это продукция, не только имеющая в своем составе сварные конструкции, но и требующая большого объема механической обработки, т.к. завод имеет мощный станочный парк.
 
– Какой Вы видите ситуацию на российском рынке нефтегазового машиностроения в ближайшие пять лет?
– Ситуация на российском рынке нефтегазового машиностроения сохранится такой же, как и в последние 1,5–2 года. Основным критерием выбора поставщика останется ценовой фактор. Чем ниже цена, тем больше шансов выиграть тендер на поставку той или иной продукции. Если вы согласитесь работать без предоплаты, то шансы повысятся еще больше . Причем деловая репутация, уровень качества, надежность и накопленный опыт производства такой же или аналогичной продукции существенного влияния на выбор поставщика не окажут. Главное – цена ниже. Поговорка «От добра добра не ищут» сейчас не актуальна.
Если говорить о тенденциях, то при сложившейся в нашем секторе экономики системе сложно говорить о том, сумеем ли мы удержаться на достигнутом уровне, и о направлениях развития производства нефтегазового оборудования конкретно на предприятии. Приведу один пример. На протяжении последних трех лет мы поставляли своему основному заказчику один из сложных и специфичных узлов для буровых вышек. Наши сотрудники приобрели необходимый опыт, разработали оптимальный технологический процесс, изобрели и внедрили приспособления для гибки толстостенных труб. Завод закупил новый токарный станок с ЧПУ импортного производства, специальный японский станок для нанесения фасок на трубах под сварку, была оборудована камера для проведения гидроиспытаний и т. п.
Это позволило значительно повысить качество продукции и снизить трудоемкость производства. Даже при снижении первоначальной цены уровень получаемой предприятием прибыли остался прежним. Однако в 2013 году заказчик решил организовать собственное производство вышеупомянутой продукции. Вот такие тенденции! Как нам теперь реализовать и окупить все наши наработки?! Поэтому в основном таким предприятиям, как наше, надо быть готовыми ко всему и, прежде чем развивать новое направление и вкладывать в это средства, семь раз отмерить. Скорее всего, придется выживать и отстаивать достигнутые рубежи, причем сделать это будет очень непросто.
Вряд ли в ближайшие пять лет произойдет что-либо существенное, во всяком случае предпосылок к этому я не вижу. Единственное – возможен выход на российский рынок нефтегазового оборудования зарубежных (прежде всего китайских) компаний.
 
– Как надо действовать российским машиностроительным компаниям, чтобы не утратить рыночные позиции?
– Прежде всего, объединяться и добиваться разработки и внедрения государственной программы поддержки машиностроительного комплекса России, в том числе российских станкостроительных заводов. При нынешнем техническом уровне средств производства и качестве подготовки персонала мы не сможем на равных конкурировать с зарубежными компаниями. Потребность в техническом перевооружении и модернизации производственных мощностей, а также в переподготовке инженерных кадров, их омоложении сегодня актуальна как никогда. Собственных средств и возможностей у машиностроительных компаний явно недостаточно. Решение же этого вопроса привлечет на машиностроительные предприятия массу образованных молодых людей. Приведу простой пример. Ездить на стареньком «Москвиче-412» 80-х годов выпуска желающих в наши дни найдется немного, а вот порулить современными «Тойотами», «Фольксвагенами», «Фордами» – предостаточно.
Главное – есть традиции, остались еще опытные технологи и конструкторы, да и рабочий класс многое может передать из накопленного десятилетиями опыта. С помощью и при поддержке государства весь этот потенциал вполне можно реализовать и поднять уровень российского машиностроения до конкурентоспособного с зарубежными компаниями. Причем речь идет не о тупом выделении n-го количества миллиардов, а о создании комплекса условий (кредитная и налоговая политика, государственные субсидии, система ценообразования машиностроительной продукции, оптимизация условий расчетов за поставленную машиностроительную продукцию и т. д.).
 
– Как Вы оцениваете перспективы своего предприятия на ближайшие пять лет?
– Особых иллюзий о существенном улучшении нашего положения на рынке не питаю, но закрепиться на достигнутом уровне вполне реально. Кроме того, есть наработки, направленные на освоение новых видов продукции именно в сфере нефтегазового комплекса, а также в производстве металлургического оборудования и запасных частей к нему. Мы активно и небезуспешно прорабатываем выход на рынки Казахстана. Главное – не останавливаться в развитии и двигаться вперед, несмотря на трудности и препятствия. Будем делать все от нас зависящее, максимально использовать имеющиеся возможности и изыскивать новые.
 
– Какая информация о рынке сегодня необходима службам маркетинга и сбыта предприятий нефтегазового машиностроения?
– На мой взгляд, нужна общероссийская электронная площадка потребностей компаний нефтегазового комплекса в машиностроительной продукции, а также печатные издания наподобие имеющихся в Республике Казахстан. Что важно, такая информация не должна носить характер надвигающегося стихийного бедствия, когда все нужно срочно и вчера, как происходит в настоящее время. Это позволило бы сформировать российский рынок поставщиков нефтегазового оборудования, полнее раскрыть потенциальные возможности с точки зрения сложности, видов обработки, габаритных параметров, предельной массы, конструктивных особенностей и т. д. В результате машиностроительные компании смогут выбрать оптимальные, выгодные для них направления производства, развивать кооперацию между собой, повышать свою конкурентоспособность в выбранном секторе рынка нефтегазового оборудования.
 
– Расскажите, пожалуйста, каким для Вас был 2012 год?
– В 2012 году завод добился прироста объемов производства в 1,6 раза. Можно сказать, что год был скорее успешным, чем наоборот, разумеется, по российским меркам. Из-за низкого уровня цен мы пока не можем повысить заработную плату до уровня достойной и аккумулировать достаточно средств для развития, как нам бы хотелось.
 
Справка
ООО «Механический завод» организовано в 2003 году на базе механического производства Бийского химического комбината.
Выпускает продукцию для металлургической и горнодобывающей отрасли и другое нестандартное оборудование.
С 2009 года работает на рынке бурового нефтегазового оборудования.
 
Россия 659315, Алтайский край, Бийск
тел./факс: (3854) 30-6080, 30-6092

 

Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353