Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Андрей Вакуленко: Сегодня в России нет предприятий, готовых спроектировать и построить буровой комплекс для использования на платформе

15.01.2012

На вопросы корреспондента Prom-oil отвечает управляющий директор «Каспийская Энергия проекты» Андрей Вакуленко.
 
– Андрей Александрович, расскажите о задачах по обустройству месторождения имени Филановского, разработке рабочей документации, закупке оборудования и материалов, строительстве и пусконаладке ЛСП-1.
Месторождение имени Филановского разрабатывает нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», активно работающая на шельфе Каспийского моря. Первый опыт был получен в 2009 году, когда мы построили для компании «ЛУКОЙЛ» ледостойкую стационарную платформу для месторождения имени Ю.Корчагина. Месторождение им. В.Филановского находится в непосредственной близости от месторождения им. Ю.Корчагина. Первая фаза освоения месторождения В.Филановского предусматривает строительство нескольких объектов: ледостойкой стационарной платформы, центральной технологической платформы, райзерного блока, жилого модуля, которые соединяются переходными мостами и представляют собой единый комплекс. Платформа ЛСП-1 для месторождения В.Филановского состоит из опорных блоков, которые устанавливаются на дно моря и закрепляются сваями, и верхнего строения являющегося самостоятельным супер модулем весом около 7 000 тонн. Его назначение – добыча и транспортировка нефти на центральную технологическую платформу для дальнейшей переработки.
Что касается документации, сейчас мы получили от заказчика проектную документацию. Она соответствует стадии ТЭО проекта. В ней отражены основные концептуальные решения, принятые на платформе, ее внешний облик, основной конструктивный тип. В нашу задачу входит разработка рабочей документации, строительство, пусконаладка и передача платформы заказчику в состоянии, прошедшем комплексное опробование платформы на продукте. Мы будем выполнять работы в режиме промышленного опробования в море, когда будем испытывать платформу под нагрузкой и продуктом на нефти после первой пробуренной скважины.
В нашу Группу «Каспийская Энергия» входит ЦКБ «Коралл», которое имеет богатый опыт строительства буровых платформ как в советское время, так и сейчас они участвуют почти во всех проектах по строительству объектов оффшорного назначения. Совместно с ЦКБ «Коралл» мы спроектировали и построили буровую платформу для месторождения Корчагина. Разработка рабочей документации всего проекта, начиная от стадии верификации ТЭО проекта и заканчивая эксплуатационной документацией будет в одних руках у нашего проектанта.
Что касается материалов, к сожалению, сегодня при желании взять и построить платформу в России, используя все материалы и комплектующие российского производства, невозможно. С точки зрения основных конструкционных материалов (лист, сталь, профильный прокат), безусловно, 90 % материалов производится в России и может быть куплено и наверняка будет куплено в России. 10 % – эксклюзивные материалы, которые либо не производятся в России, либо производятся очень точечно под заказ.

– Можете привести пример импортных материалов?
Эксклюзивные стали с характеристиками высокой прочности, высокой пластичности, которые не лежат как готовые изделия на складах. Стали, которые используются на проектах при изготовлении порталов подвышенного основания платформы.
Все основное оборудование, отличающее платформу от классического судна, то есть буровой комплекс, цементировочный комплекс, энергетический комплекс будут импортного производства.

– То есть, буровое оборудование на платформе будет импортное?
Буровое оборудование, которое будет установлено на платформе, будет зарубежного производства, связано это с тем, что сегодня в России нет предприятий, готовых спроектировать и построить буровой комплекс для использования на платформе. Безусловно, в России есть предприятия, готовые строить буровые комплексы и буровые вышки для наземных месторождений – оншорные объекты, но нет предприятий, которые строят оффшорные объекты. В России нет опыта их производства. Максимум, что может быть изготовлено на российском предприятии – буровая вышка. Это простая конструкция из прочных сталей, собранная из двутавровых балок и разъемных болтовых соединений, требующая определенной специфики в части контрольной сборки вышки в полном объеме, но само оборудование, дорогостоящие составляющие бурового комплекса – импортная поставка.
У нас был опыт общения с отечественными компаниями, которые имеют интерес к участию в оффшорных проектах. Но как только заходит разговор о специфических требованиях, предъявляемых к морской продукции, сразу появляется большое количество вопросов. Компании не готовы выполнить такие требования. В частности, производители насосного оборудования, которое в большом количестве изготавливается для оншорных месторождений, желают поучаствовать в оффшорных проектах, но ради одного проекта невозможно организовать и выстроить свое производство. А нацеленной программы для запуска изготовления оффшорной продукции требуемого качества нет. Есть попытки реализовать такую функцию в рамках программы импортозамещения, но они в стадии реализации. Готовых решений в России нет.

– Определены ли сроки производства платформы?
Безусловно, сроки есть. Контракт уже начался, работа по нему уже ведется. Контракт подписан в ноябре. Основные сроки готовности объектов нашей части: опорные блоки должны быть готовы вместе со сваями весной
2013 года. Платформа как конструктивный объект, со смонтированным, подключенным оборудованием, готовый к пуско­наладке, должен быть готов весной 2014 года. После чего платформа транспортируется в море. До декабря 2014 года производятся пусконаладочные работы в море. В графике установлен жесткий срок 1 декабря 2014 года, который определяет начало бурения.

– До начала пусконаладочных работ пройдет 2,5 года?
Совершенно верно, срок строительства платформы 2,5 года до начала пусконаладочных работ.

– Для наших предприятий 2,5 года – реальный срок, чтобы освоить, предположим, производство насосов для шельфовых проектов?
Срок нереальный.

– А как вы считаете, сколько примерно нужно времени?
Я могу сказать, какие стадии нужно пройти, чтобы начать выпускать такую продукцию. Невозможно поставить перед собой задачу изготовить буровые насосы на конкретную платформу. Слишком короткий промежуток времени между принятием решения буровой компании о том, что она будет строить объект, началом работ и необходимостью получения оборудования. Можно поставить себе задачу выпускать оборудование для оффшорных проектов. Задача большая, ее можно решать. У нее есть алгоритм, который предусматривает не просто выпуск готовой продукции. Он предусматривает изменение всего цикла производства, начиная от проектной документации, работы с проектными институтами заканчивая системой менеджмента качества на предприятии. Совершенно другие требования к экологии, безопасности оборудования, степени защищенности оборудования, целая система, которая должна начать работать. Можно скопировать оборудование, но получится типовое оборудование, типовой подход, который не будет означать, что предприятие научилось делать оффшорную продукцию. Нужно выстроить систему.

– Давайте вернемся к оборудованию, которое будет на платформе. Какое еще оборудование будет помимо буровой установки?
Большое количество систем общесудового назначения, в которых используется стандартное судовое оборудование, которое в принципе выпускается на российских предприятиях и может быть использовано на платформе: задвижки, клапаны для систем общесудового назначения, различная арматура. Такие позиции могут применяться. Могут применяться емкости, которые используются на платформах в большом количестве, установки по подготовке газа из оншорной промышленности. Они знакомы буровикам и они готовы с ними работать. Большая часть кабельной продукции для платформы Юрия Корчагина и, вероятно, для этой платформы, будет произведена в России. Российские предприятия покрывают номенклатуру и сортамент и готовы произвести требуемое количество в требуемые сроки.

– Можете сказать примерно, сколько планируется иностранного и российского оборудования?
Боюсь ошибиться, но по стоимости оборудования не считая металлоконструкций соотношение около 80/20. То есть 80 % импорта, 20 % стоимость отечественного оборудования.

– Что-то еще можно осветить по проекту? Возможно, Вы хотели бы остановиться на каких­то моментах более подробно?
Работы по обустройству шельфовых месторождений – то, над чем Россия только начинает работать. Компания «ЛУКОЙЛ» – один из пионеров, который занимается такими работами. Стоит отметить особые требования по экологии, которые предъявляются в Каспийском море. Системой «нулевого» сброса была обустроена первая платформа и будет обустроена платформа, которую мы построим для месторождения им. В.Филановского.
Впервые будет реализован метод установки платформы в море на опорные основания «float-over», который, я надеюсь, будет исполнен российским подрядчиком по морским операциям. Метод широко используется на Западе, но в России, насколько мне известно, он пока нигде не применялся.

– Нашим читателям будет интересно узнать, кто и когда будет проводить тендер, чтобы принять в нем участие. Расскажите об этом под­робнее.
В работе с проектантом мы пришли к выводу, что нужно будет привести в соответствие и пополнить информацией для поставщиков технические требования на закупку оборудования. Сформировать первые технические требования на закупку оборудования мы планируем к концу декабря. Часть серьезных позиций, таких как буровой и цементировочный комплексы, энергетический комплекс, вероятнее всего, будут скомплектованы лотами, то есть целым пакетом оборудования, а не одной­двумя позициями. Сначала следующего года компания «Каспийская Энергия Проекты» будет организовывать тендеры на закупку оборудования. В первую очередь – на продукцию с длительным сроком изготовления.

– Наверняка есть пул компаний, с которыми вы уже сотрудничаете: закупаете оборудование, материалы. Будете ли оповещать новые компании или размещать тендеры в общем доступе, чтобы те, кто еще не был вашим подрядчиком, могли участвовать?
В отношениях с заказчиком принята общая процедура проведения тендера, которая учитывает интересы обеих сторон. Заказчик, как сторона, которая будет в дальнейшем эксплуатировать платформу, имеет свои предпочтения касательно поставщиков оборудования. И наша сторона, сторона строителей и проектировщиков, которые имеют опыт строительства подобных объектов, сталкиваются с поставщиками оборудования и материалов на других проектах. Каждый дает свои рекомендации. Есть согласованный с заказчиком перечень одобренных пос­тавщиков на основные позиции. Он может меняться и расширяться. Поставщики вносятся в перечень по инициативе как одной, так и другой стороны. У нас есть предложенный заказчиком перечень рекомендованных им поставщиков. Мы предложили наш перечень. В итоге образовался vender list на основные позиции оборудования. именно компании поставщики попавшие в vender list будут рассматриваться в первую очередь.
Поставить оборудование непроверенных компаний, с которыми мы не имеем опыта работы – большой риск. Это одна из причин, почему нельзя быстро научиться производить оборудование – длительный срок. Предприятие­поставщик, решившее начать изготавливать оффшорную продукцию, должно сначала подготовиться, выстроить свое производство, выпустить продукцию, пройти период опробования и эксплуатации оборудования в работе, в результате которого нарабатывается опыт. Только после прохождения всех этих стадий, а это не менее 10 лет, формируется референция, которая позволяет поставщику попадать в перечень рекомендованных поставщиков и участвовать в поставке оборудования на оффшорные объекты.
Вместе с тем мы рассматриваем и всегда рады видеть у себя новых производителей оборудования. Некоторое время назад мы активно обсуждали совместно с проектантом перечень поставщиков, которых мы хотим пригласить для участия в тендере на поставку оборудования. Безусловно, мы хотим расширять перечень пос­тавщиков, преследуя цель, с одной стороны, покупать и устанавливать больше российского оборудования, с другой стороны, как в любом бизнесе, покупать дешевле и получать выгоду.
Чтобы попасть в перечень поставщиков, нужно начать общаться. Поставщикам, в том числе отечественного оборудования нужно начать общаться с буровыми компаниями, строительными организациями, которые занимаются проектированием и строительством объектов. Очень важно, чтобы проектант на «коротком поводке» чувствовал поставщик оборудования, получал от него все требуемые данные для проектирования. Очень важно выстроить взаимодействие проектной организации и поставщика оборудования. многое зависит от их взаимного понимания и это существенно отражается на сроках и качестве как проектирования так и в дальнейшем строительства.

– Если взять опыт работы в шельфовых проектах, где российская промышленность сегодня отстает больше: в производстве платформ или в производстве продукции для их оснащения?
И в том, и в другом. В одном несколько больше, в другом несколько меньше. Мое личное мнение, что в части производства оборудования для оснащения платформ мы отстаем существенно больше. Строителям платформ несколько легче, потому что была база, которая осталась с советских времен. Я имею ввиду промышленные предприятия, построенные в 70-80-х гг. Они устарели с точки зрения технической оснащенности, но оснащение предприятий – типовая задача, у которой существует алгоритм решения. А производителям оборудования сложнее наверстать упущенное время. Прогресс идет вперед, причем идет активно по всем направлениям. Взяв буровой комплекс, мы понимаем, что продукт наукоемкий, создать его за короткое время на отдельно взятом предприятии нельзя, должна работать вся отрасль, начиная от производства электронных компонентов заканчивая тяжелым машиностроением.

– Мы все порадовались, что Д.А. Медведев подписал долгожданный закон о поддержке российского судостроения. Сможете осветить вопрос по поводу мер законодательной поддержки производителей оборудования? Что нужно сделать государству?
Да, закон вынашивали долго, мы тоже очень рады, что в ближайшее время он вступит в силу. Посмотрим на его работоспособность. Будем очень рады, если схема будет работать. Несмотря на серьезные послабления, существуют постоянные опасения буровых компаний, нестабильность, когда вложенные деньги не окупаются, изменяется законодательство, зачастую они работают не только на российских секторах, но и в других государствах. Нужно, с одной стороны, поддерживать буровые компании, обеспечивая им стабильность и предсказуемость ситуации, а с другой стороны, нужно поддерживать строи­телей.

– Шельфовые проекты для России являются стратегическими. Для многих западных компаний-производителей оборудования, услуг, сервисных компаний Россия представляет собой большой рынок. Они приходят со своими технологиями, создаются совместные предприятия. Как вы считаете, насколько реально поглощение российских предприятий, занятых производством продукции для нефтегазового шельфа, иностранными конкурентами? Как это может повлиять на рынок в ближайшие несколько лет?
Мы ставим перед собой задачу быстрого активного развития. Весь продвинутый мир производителей, сервисных компаний, связанных с нефтегазовым сектором, развивался по логичному пути, затрачивая большое количество времени на развитие. У нас более сложная задача. Мы хотим достичь того же самого, но за существенно более короткий период времени. Как мне кажется, единственный возможный путь, как этого можно достичь – создание совместных предприятий. Нам нужно перенимать опыт, хотим мы того или не хотим. Накопить свой собственный опыт можно, но требуется время. Чтобы накопить его за короткий период времени, нужно работать совместно с иностранными компаниями и не бояться, что нас кто­то где­то на каком­то этапе поглотит.
У нас есть хорошие компании, которые уже сегодня могут составлять конкуренцию за счет того, что у них есть более гибкие решения, они понимают российскую специфику, менталитет, у них есть базовая точка, но нет технологий. У импортных компаний, которые приходят, зачастую есть технологии и подход, но нет второй составляющей – понимания российского менталитета. Отсюда вывод, что единственный возможный вариант дальнейшего развития освоения шельфовых месторождений – создание СП.

– В начале интервью вы рассказывали про месторождение Филановского, по которому «Каспийская Энергия» работает вместе с заказчиком, компанией «ЛУКОЙЛ». Планирует ли группа развивать сотрудничество по другим проектам? Каких компаний?
Да, планируем. Мы работаем с компанией «ЛУКОЙЛ», потому что она крупный оператор на Каспийском шельфе. Наши производственные мощности базированы в Каспийском регионе. Тем самым мы полезны друг для друга.
Но так же у нас есть и реализованные проекты по работе с другими нефтяными компаниями. Мы работали на освоении Ванкорского месторождения с компанией «Роснефть». Есть планы по освоению каспийских месторождений других государств. Мы работаем для туркменского шельфа, строим крановое судна и буровую платформу для компании Dragon Oil, которая является оператором на туркменском шельфе. Буквально несколько дней назад у нас состоялась встреча, и мы подписали соглашение о разработке концептуального проекта для компании «ITERA», которая работает на туркменском шельфе.
У нас есть планы на дальнейшее развитие. Будем очень рады, если и другие нефтяные компании придут в Каспийский регион. У компании «ЛУКОЙЛ», нашего стратегического заказчика, помимо месторождения имени им. Филановского, которое находится в первой фазе, есть и другие планы по разработке месторождений на шельфе Каспийского моря. Их освоение будет происходить буквально в следующий год за месторождением Филановского.

– Что дает вхождение компании «Каспийская Энергия» в состав Объединенной судостроительной корпорации?
Во-­первых, дает возможность позиционировать себя как часть крупной отраслевой компании с государственной поддержкой. Во­-вторых, дает возможность перенимать опыт. ОСК сегодня – активный игрок на российском рынке, завтра – на зарубежном рынке. Перенимать опыт, полученный предприятиями, входящими в ОСК, в том числе, по оффшорной продукции. В-третьих, господдержка, которая позволяет использовать возможности ОСК в части обеспечения банковских гарантий при строительстве таких крупных объектов как буровая платформа. Для предприятия обеспечить банковские гарантии по объектам – очень сложная задача. В госкорпорации вопрос решается существенно проще. В¬четвертых, есть возможность вносить предложения и формировать программы по изменению законодательства, внедрению конструктивных подходов к строительству объектов в будущем.

Источник: prom-oil.ru
 
 
 

 

Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353