Вход пользователя
E-mail:
Пароль:

Первый заместитель генерального директора, директор по развитию и маркетингу ОАО "ПО ЕлАЗ" Рашит Салихов

30.11.2011

Первый заместитель генерального директора, директор по развитию и маркетингу ОАО "ПО ЕлАЗ" Рашит Магсутович Салихов рассказал корреспонденту бюллетеня "Нефтегазовое оборудование" о проблемах нефтегазового машиностроения.
 
Состояние российского нефтегазового машиностроения
Нефтяные компании, сохранившие сервис по ремонту скважин в своей структуре, и независимые сервисные компании в Западной Сибири и других нефтегазодобывающих регионах России за последние 2 года достаточно интенсивно наращивают количество бригад и занимаются обновлением техники.
В этой связи, востребованность агрегатов по ремонту и освоению скважин, каротажных подъемников, цементировочных агрегатов остается достаточно высокой и стабильной.
Мы работаем с нефтегазовыми и сервисными компаниями в основном именно по поставке этих агрегатов и в 2010–2011 годах имеем хорошую динамику продаж.
Если не произойдет серьезного обрушения финансовых рынков, так называемый финансовый кризис, который может коснуться потребления и цен на нефть и газ, на 2012 год есть такие же хорошие предпосылки.
В то же время конструкция агрегатов не претерпела серьезных изменений за последние 10 лет, а современные технологии ремонта и обслуживания скважин требуют внедрения новых машин, более совершенных, автоматизированных, обеспечивающих больший комфорт и безопасность членам бригад текущего и капитального ремонта скважин.
Предложения по таким машинам есть, прежде всего от передовых западных производителей.
Существующая схема закупок агрегатов нефтяными и сервисными компаниями на основе тендеров, где главная роль отводится цене, зачастую в ущерб качеству и конструкции, не позволяет предприятиям нефтегазового машиностроения осваивать производство более серьезных современных машин.
 
Помощь государства
Правительство Российской Федерации, руководство Республики Татарстан сегодня серьезно влияют на нефтегазовые компании, прежде всего с государственным участием, в плане предоставления преференций отечественному производителю нефтегазового оборудования. Такие компании, как ОАО "Татнефть", ОАО "Роснефть", ОАО "Газпром нефть", ОАО "Газпром", ведут весьма настойчивую, целенаправленную политику по освоению отечественными заводами современной российской техники.
Заградительные меры государства через повышенные таможенные пошлины на агрегаты для бурения также дают свои позитивные результаты. Остается вопрос по защите российского производителя в этой сфере после вступления России в ВТО, и четкая, твердая позиция руководства страны была бы очень полезна.
Хотелось бы видеть более активную роль государства в вопросе поддержки заводов нефтегазового машиностроения по поставке техники на экспорт, вплоть до лоббирования поставок перед политическим руководством стран-импортеров, прежде всего стран СНГ. Все наши усилия по поставке агрегатов в Туркменистан, Узбекистан, Казахстан пока дают весьма слабые результаты.
 
Приоритеты ОАО "ПО ЕлАЗ"
Продукция нефтегазового машиностроения в 2011 году занимает в "портфеле" ОАО "ПО ЕлАЗ" 40%. Нефтегазовый сектор, безусловно, является одним из главных наших потребителей и остается таковым и в будущем.
Основные направления движения ЕлАЗа в этом сегменте – освоение мобильных буровых установок грузоподъемностью 125, 160, 200 тонн. Мы не планируем снижение объемов выпуска легких агрегатов для текущего и капитального ремонта, имеющиеся мощности позволяют безболезненно наращивать объемы и в сегменте тяжелых машин.
Второе важное направление – совершенствование конструкции и надежности агрегатов, освоение выпуска периферийного оборудования и инструмента: роторов, ключей, блоков очистки и т.д.
 
Работа маркетинговых служб
На мой взгляд, все заводы-производители нефтегазового оборудования ведут себя на российском рынке достаточно агрессивно и активно. Общение специалистов нефтегазовых и сервисных компаний – регулярное и весьма плодотворное.
Важно, наверное, сегодня более активно заняться другими рынками, как это делают китайские производители. Для этого необходимы серьезные финансовые вливания и активная поддержка государства.
 
Как изменятся отношения поставщиков с заказчиками
В ближайшие годы, думаю, требования нефтесервисных компаний будут серьезно ужесточаться. Кадровый голод на специалистов есть сегодня во всех отраслях народного хозяйства, в том числе в нефтегазовой. В связи с этим появляются требования по автоматизации операций в сервисных работах, а следовательно – освоении агрегатов, где численность бригады будет меньше.
Требования к конструкции агрегатов, позволяющие ускорить время монтажа­демонтажа агрегатов, увеличить производительность бригады, также становятся актуальными.
Сервисные компании стали оказывать мощное давление на производителей и в плане увеличения срока службы агрегатов и гарантийного срока.
Нельзя игнорировать и такое явление в настроении эксплуатирующих компаний, как создание сервисных центров на местах эксплуатации агрегатов и постепенную передачу функций по поддержанию агрегатов в работоспособном состоянии на плечи производителей.
Одним словом, требования к заводам растут, и выигрыш в конкурентной борьбе за заказы будет за заводами, максимально удовлетворяющими пожеланиям заказчика.
 
Пожелания
Завершается 2011 год, не самый плохой для нефтегазового машиностроения. Хочу пожелать читателям "Нефтегазового оборудования" новых свершений и успехов в наступающем 2012 году.
 
 

 

Caspian
Уренгой
RPI
Черноморские НГК
БВК
НГК
Ценовой и конъюнктурный бюллетень "Нефтегазовое оборудование"
тел.: (499) 154-4353